ОТ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ К МЕНЕДЖМЕНТУ ЗНАНИЙ: КОГИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Силков С.В.

Анализируются когитологические аспекты движения от ставшей уже фактически традиционной парадигмы управления документной информацией к современному менеджменту знаний (т.е. извлечение знаний, их приобретение и т.д.). Предлагается метод извлечения знаний, относящийся к группе текстологических, и основанный на изучении когитологом (инженером по знаниям) текстов, которые расположены на внешних носителях профессиональных знаний и представлены в документной форме.


В документоведении и архивном деле понятие «информация» стало рассматриваться в связи с изучением документной (социальной) памяти. Здесь информация всегда определялась через совокупность знаний или того, что является их частью, содержание данных и др. связей между объектами различного генезиса, проявляющееся в преобразовании состояния этих объектов.

В [01] выделены два взаимосвязанных аспекта термина «информация». Первый аспект связан с разнообразием и его ограничениями, с тем, что придает форму, структурную упорядоченность процессам управления, и относится к кибернетическому понятию информации и ее количественным параметрам. Второй аспект связан со смыслом, знанием, субъективным духовным содержанием сознания человека. Дальнейшее структурное упорядочение знаний позволяет применять методы поствинеровской кибернетики: от разнообразия форм - к смыслам, которые личность сможет приписать информации на базе значимых для личности методик (правил) предоставления в этой информации фактов и идей, к памяти, мышлению, чувствам и ощущениям. Документная информация в контексте управления отражает различные аспекты реальности и для обеспечения взаимодействия человека и социума фиксируется на искусственных материальных носителях.

В управлении документами, документная информация создается, получется и сохраняется организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или управленческой деятельности. Современная парадигма управления документной информацией состоит в том, что это управление отвечает за эффективный и систематический контроль за созданием, получением, сохранностью, использованием и определением судьбы документов, включая процессы сбора и сохранения свидетельств деловой деятельности и информации о ней в виде документов.

В знание-ориентированной парадигме менеджмента - knowledge management - основой становится управление не просто знаниями как таковыми, а знаниями, которыми в принципе возможно управлять. Фундирующая онтология доклада - знания, которыми возможно управлять автором интерпретируются как непрерывный процесс сравнительного анализа информации, ее извлечения, приобретения, представления, комментирования, структурирования и синтеза. Такой подход, по мнению автора, даст определенные возможности при анализе не только в высокой степени фактуальных знаний, формализованных в виде документов (текстов культуры), но также личностных (или неявных) знаний, которые фактически являются метазнаниями, с трудом поддаются формализации и не располагаются на внешних носителях профессиональных знаний (учебниках, методических пособиях, документах организаций и т.п.). О неявных знаниях см. также [02, с. 103-251].

В [03, с. 19-22] отмечено, что извлечение информации из информационного пространства отдельными субъектами (понимание) фиксируется в понятиях, символах, знаках, образах и др. формах. Осознанная информация передается другим субъектам (объяснение). В результате взаимодействия процессов понимания и объяснения продуцируется знание как часть информационного пространства, осознанного познающими субъектами и зафиксированная ими на материальных носителях или в общественном сознании.

Подсистема извлечения и приобретения знаний в базе знаний любой информационной системы для менеджмента знаний представляет собой реализацию набора когитивных методов выявления знаний (текстологических, метода многомерного шкалирования, запоминающей координатной сетки, структурированного интервью и др.).

Предлагаемый метод извлечения знаний относится к группе текстологических, и основан на изучении когитологом (инженером по знаниям) текстов, которые расположены на внешних носителях профессиональных знаний и представлены в документной форме. Общая задача извлечения знаний из текстов документов формулируется как задача выделения и понимания смысла текста, т.к. сам текст на профессиональном естественном языке является лишь проводником смысла, а замысел и личностные знания автора лежат в смысловой макроструктуре текста, надстраиваемой над естественным текстом. Понимание текста при таком подходе интерпретируется как генерирование «второго текста», т.е. семантической (понятийной) структуры: 1) формирование смысловой структуры (т.е. выделение опорных ключевых слов); 2) заключительное охватывание выделенных опорных ключевых слов в единую семантическую структуру.

Основными этапами понимания текста когитологом будут: 1) выдвижение самой предварительной гипотезы о смысле всего текста документа («предугадывание»); 2) определение значений неясной когитологу специальной терминологии; 3) формирование общей гипотезы о содержании текста (о значениях); 4) уточнение значений терминов и интерпретация отдельных фрагментов текста под влиянием общей гипотезы (по принципу «от целого к частям»); 5) формирование некоторой смысловой структуры текста при помощи: а) установления внутренних связей между отдельными ключевыми словами и фрагментами; б) образования абстрактных понятий, обобщающих конкретные фрагменты знаний; в) корректировки общей гипотезы относительно содержащихся в тексте фрагментов знаний (по принципу «от частей к целому»); г) принятие основной гипотезы, т.е. формирование смысловой структуры (смысла), который постигает читатель текста (в данном случае, когитолог) в процессе интерпретации текста.

Методологическая основа предлагаемой процедуры - сжатие текста в виде набора опорных ключевых слов, передающих основное содержание текста. В качестве такого ключевого слова служит любая часть речи (глагол и т.д.) или их сочетание. Набор ключевых слов - это набор опорных точек, по которым текст развертывается при кодировании в память и осознается при декодировании.


01. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания // Вопросы философии, 1982. № 8. С. 44-54; Ребане Я.К. Принципы социальной памяти // Философские науки. 1977. № 5. С. 94-104.

02. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. – М., 1985 г., - 344 с.

03. Параджанов В.Д. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации // НТИ. Сер. 2. № 12


Силков С.В. От управления документной информацией к менеджменту знаний: когитологический аспект // Матерiали IV Мiжнародной науково-практичной конференцii «Документознавство. Бібліотекознавство. Інформаційна діяльність: Проблеми науки, освіти, практики» 21-23 травня 2007 р. Державна академiя керiвних кадрiв культури i мистецтв. – Киiв. 2007. – с. 18-20

Hosted by uCoz