СТЕКЛОВ Владимир Андреевич (1864-1926) - русский советский математик, философ; ординарный академик Петербургской АН (1912; чл.-корр. с 1903; адъюнкт с 1910), член правления Петербургской АН (1916), вице-президент АН СССР (с 1919), почетный доктор Университета Торонто (1925), иностранный чл.-корр. Геттингенской АН (1925), член Германского Сейсмологического Общества в Иене, член Математического Общества Палермо, член Московского, Петербургского–Ленинградского и Харьковского Математических Обществ, член Международной Комиссии по изданию трудов Л.Эйлера в Цюрихе (Швейцария). С. родился в семье ректора Нижегородской, а позднее Таврическо-Симферопольской духовных семинарий Андрея Ивановича С., мать С. - Екатерина Александровна - родная сестра Н.А.Добролюбова. В 1874 после домашнего образования С. поступает в Нижегородский Александровский институт, который он заканчивает в 1882 (тема выпускного сочинения - “Прекрасный век был век Екатерины”) и поступает на первый курс физико-математического факультета Московского Университета. В 1883 С. поступает на первый курс математического факультета Харьковского Университета, который закончил в 1887 со степенью кандидата и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. С 1889 С. работал ассистентом на кафедре механики А.М.Ляпунова. Приват-доцент (1891) и и.о. экстраординарного профессора (1896) этой же кафедры. Преподавал теоретическую механику в Харьковском Технологическом Институте (1893-1905). Установил личные активные научные контакты с выдающимися математиками А.Пуанкаре, К.Жорданом, Д.Гильбертом, Ж.Адамаром, Э.Пикаром, А.Хааром, Э.Ландау, В.Вольтерра и др. Магистерская диссертация “О движении твердого тела в жидкости” (1894). Докторская диссертация “Общие методы решения основных задач математической физики” (1902). В 1902 присвоено звание ординарного профессора Харьковского Университета. В 1902-06 С. был председателем Харьковского Математического Общества. Декан математического факультета Харьковского Университета (1904). Активные действия С. совместно с деканами других факультетов и ректором Харьковского Университета позволили избежать расстрела студентов во время революции (1905). После этого переведен ординарным профессором Санкт-Петербургского Университета (1906). Директор Физико—математического института АН СССР (созданного по его инициативе в 1921) до своего ухода из жизни. Институту он передал свою личную библиотеку. С 1926 институт стал носить его имя и в 1934 был разделен на Математический институт АН СССР имени С. и Физический институт АН СССР имени П.Н.Лебедева. В рамках традиций Петербургской математической школы и своего учителя А.М.Ляпунова, С. предъявлял к математическим методам (и их приложениям к вопросам естествознания) требования научной строгости и полной ясности. Большая часть работ С. относилась к математической физике, где уже в первых работах им были получены существенные результаты в основных задачах теории потенциала (вывод функционального неравенства с точной константой для функций, обращающихся в нуль на границе области). С. интересовали вопросы разложения функций в ряды по наперед заданным ортогональным системам функций (к таким системам ведут краевые задачи математической физики, а в основе этих исследований лежит впервые отчетливо введенное им понятие замкнутости системы ортогональных функций). В своих работах С. вплотную подошел к теории функционального гильбертового пространства. При исследованиях вопросов разложения в ряды С. развивал спектр асимптотических методов (среди них метод получения асимптотических выражений для классических ортогональных многочленов – метод Лиувилля-С.). Теоремы С. о разложимости в обобщенный ряд Фурье были очень близки к теоремам равносходимости. При исследовании вопросов разложения им был введен особый метод сглаживания функций, получивший позднее большое развитие. С. – автор работ по теории упругости, теории механических квадратурных формул (в математическом анализе), гидромеханике. С. стал основателем советской школы математической физики. На размышления С. о роли математики в материальном и культурном развитии общества оказывали влияние идеи Добролюбова, Писарева и Чернышевского. В историко-философской книге “Математика и ее значение для человечества” (завершена в 1920, издана в 1923) С. “... хотел, с одной стороны, в кратком историческом обозрении установить теснейшую связь математики со всеми философскими системами, начиная с древнейших, показать, что именно математика всегда являлась и является источником философии, что она создала философию и может быть названа “матерью философии”. С другой стороны, я пытался последовательно, в общих чертах, проследить движение философской мысли в решении вопроса о происхождении и достоверности человеческого знания ... и в частности, вопроса о происхождении и характере основных положений геометрии ...”. С. утверждал, что все процессы, протекающие в природе и обществе, станут объектами математики, возникшей и развивающейся в результате практической деятельности человечества. С. отрицал тезис И.Канта о математике как априорной науке, вытекающей из свойств чистого разума, и агностицизм И.Канта (в части невозможности познания “вещей в себе”): “... способность воспринимать известные внешние впечатления под формой именно пространственных ощущений, известных цветов и т.п. составляет природное свойство нашей организации и заложна в нас раньше всякого опыта, но в то же время ... эта способность не может прийти в действие сама по себе, начать работать раньше, чем получится первое чувственное впечатление извне, т.е. раньше возникновения опыта в его первичной наипростейшей форме: человек в силу самой организации своей уже является в свет с потенциальной способностью воспринимать известную группу впечатлений под видом, напр., пространственных ощущений, а не каких-либо иных, другую группу под видом цветов и т.п. Способности запоминать чувственные впечатления, ощущать х сходство и различие, т.е. сравнивать их между собой, воспроизводить их вновь в мозгу, также составляют природу того органа, который мы называем мозгом человека ...”. С. считал, что основания всех областей науки (а также “чистой” математики, к которой он отнес арифметику, алгебру и часть геометрии) были созданы в результате многочисленных наблюдений (экспериментов) и выявления общих закономерностей из множества частных случаев. По С., в интуиции, как в одной из форм познания “... проявляется ... особая способность человеческого ума, составляющая основу его творчества и одно из орудий открытия и изобретения, та способность, которую теперь называют интуицией, хотя и придают этому термину не всегда именно то значение, о котором мы сейчас говорим. ... Метод открытия и изобретения у всех один и тот же, та же интуиция, ибо при помощи логики никто ничего не открывает; силлогизм может только приводить других к признанию той или другой уже заранее известной истины, но, как орудие изобретения, бессилен. ... Математик иногда наперед высказывает весьма сложное положение, и затем начинает доказывать его ... В изобретении чуть ли не каждого шага доказательства играет роль не логика, а все та же интуиция, которая идет поверх всякой логики. ... Прирожденных или априорных идей в разуме человека не существует, все основные аксиомы и законы всех наук о природе, начиная с математики, извлекаются умом из опыта и наблюдений, но самая способность вскрывать их из накопленного в уме опыта указанным выше способом (интуиция) есть действительно прирожденное свойство того механизма, который мы называем мозгом. Наличность этой интуитивной способности устанавливается непосредственным наблюдением ...”. Своими трудами С. утверждал, что человек не может знать ничего абсолютного, следуя Н.И.Лобачевскому, который говорил: “... Оставьте трудиться напрасно, стараясь извлечь из ума всю мудрость; спрашивайте Природу – она хранит все тайны и на ваши вопросы будет вам отвечать непременно и удовлетворительно ...”. (Отметим, что создание неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевского ослабило позиции рационализма и школы И.Канта). А.В.Луначарский писал, что С. “... был убежденным сторонником чисто эмпирического возникновения математики и с величайшим неодобрением относился к идеалистам и формалистам в этой науке. Он беспрестанно повторял, что математика – вся земная, но вместе с тем верил, что математическая формулировка явлений природы представляет собой предельную ясность истины. Он мне говорил как-то: “Люди непременно все согласятся между собой и притом по всем вопросам, но это будет тогда, когда наука о природе, т.е. вся истина, будет математически формулирована”. И торжествуююще смеясь, хитро поглядывая на меня и поглаживая свою бороду пророка, он прибавлял “Против математики не поспоришь ...” ...”. Кроме основополагающих трудов в области математики, С. написаны фундаментальные научно-биографические книги о М.В.Ломоносове и Г.Галилее, статьи и очерки о П.Л.Чебышеве, Н.И.Лобачевском, М.В.Остроградском, А.М.Ляпунове, А.А.Маркове, А.А.Фридмане, А.Пуанкаре, В.Томсоне (лорде Кельвине) и др., книга “В Америку и обратно. Впечатления” (1925). Научная деятельность и достижения выдающихся ученых “... описаны С. так глубоко и интересно, как это мог сделать только разносторонний учений, сам сделавший в науку большой вклад и к тому же мастерски владеющий художественным словом ...”. В.И.Смирнов, ученик С., писал, что сам С. “... был человеком исключительной воли, целеустремленности и общественного темперамента. Это ярко сказывалось во всей его деятельности. ... Но первым делом его жизни была наука. Но ошибочно было бы представлять себе С. только как математика. Он был большим знатоком русской истории и русской музыки. Его привычка приводить по разным поводам случаи из русской истории, изречения Петра Великого, Ломоносова, Лобачевского была не просто любовью к русскому стилю, а выражением подлинной, кровной связи со всей русской культурой. ...”

С.В.Силков

Hosted by uCoz