СИНТОИЗМ (от яп. Синто - Путь Духов) - религиозные аспекты традиционной культуры Японии. Истоками С. являются такие древнейшие формы верований (культов), как анимизм, магия, а также культы предков и легендарных вождей. Согласно старинным летописям 7-8 в. ("Нихонги", "Кайики", "Кого сюй", “Фудонги”), повествующих о возникновении мира и начале японской истории, в начале всей предыстории был Хаос, а Небо и Земля сливались в Безвременье. Затем из Хаоса выделились Небо и Земля. Первым одушевленным существом на Земле стало растение Куна-мако-тахи-на-микато, которое совместно с двуполыми существами Каи создало видимый Мир разъединением пяти элементов (огня, воды, земли, металла и дерева) и приданием им упорядоченности и свойств. Последними была создана пара Богов: Идзанами и Идзанаги. Стоя на радуге, Бог Идзанаги окунул меч в Океан. Из упавших с лезвия капель образовались острова Японии. Первым выжившим потомком Божественной пары была Богиня Солнца Аматэрасу-но-миками (Светлейшая Богиня Неба, озаряющая сиянием Небо и Землю). Следующая дочь - Богиня Луны. Следующий сын - Бог текущих вод. Младший сын - Бог Океана. Прямой потомок Аматэрасу, Нииничи-но-микато, получил три священных Небесных сокровища - меч, яшму и зеркало - и отправился на Землю. Его потомок - Дзимму Тэнно ("Небесный Государь", 3-4 вв.) - первый император Японии, родоначальник всех японцев. Император Японии (тэнно, микадо) считается представителем Аматэрасу на Земле, и только через него осуществляется связь людей с Божествами С.. Начало летоисчисления в Японии ведется с основания первого поселения О-Ямато (около г.Киото). Днем основания империи считают 11 фев 660 до н.э.. Определяющую роль в добуддийском раннем С. играли древние  представления о существовании Богов (Ками) в явлениях природы, камнях, растениях, лисицах, ушедших из жизни людях. В С. считается, что душа ушедшего из жизни может стать Ками, обладающим сверхъестественной энергией и способным перевоплощаться в ритуальные предметы (синтай), которые становятся объектом поклонения: меч, зеркало (кагами), керамическая фигурка Ками (ханива), его имя и др.. Культ предков, возглавляемых Удзи-гами (основателем рода), символизировал клановое единство. Позднее на смену шаманам и магам при отправлении обрядов С. пришли наследовавшие свои должности “хозяева Ками” (Каннуси), служившие в регулярно перестраиваемых храмах. Основные элементы службы в храмах С.: очищение (Хараи), жертвоприношение (Синсэй), моление (Норито), возлияние (Наораи). В 9-11 вв. С. были восприняты элементы китайского Даосизма, в особенности учение об Инь и Ян и учение о пяти стихиях (вода, огонь, земля, металл, дерево). С появлением Буддизма в Японии С. в 9-10 вв. теряет лидерство, но Буддийские школы Сингон-Сю, Тендай-сю и Кэгон смогли заложить основания “Двойного Пути Духов” (Рёбу Синто), направленного на слияние С. и Буддизма в единую общенациональную религию. Мистика ритуалов школы Сингон-сю с ее культом Будды Вайрочана, интерпретируемого как космический символ, дала возможность отождествления Ками, олицетворявших силы природы, с Боддхисаттвами и Буддами, с космической энергией. Ками С. школой Сингон-сю были признаны воплощениями Боддхисаттв и Будд (Богиня Солнца Аматэрасу-но-миками была признана воплощением Будды Вайрочана). Следуя Рёбу Синто, многие японцы и до сих пор обряды прощания и поминовения ушедших из жизни совершают по канонам Буддизма, а отмечают праздники, вступают в брак и благословляют новорожденных по канонам С.. Окончательно процесс преобразования С. завершился к 12 в. В период Токугава (1603-1867) официальным государственным учением признавалось Чжусианское неоконфуцианство. С. при этом трансформировался в направлении включения рационалистических интерпретаций в духе понятий традиционных китайских учений. Наибольшее влияние имело течение Йосида-С. Проповедь заповедей Конфуция органично сочеталась с С. и патриотизмом самураев. Например, проповедник Ямадзаки Ансаи (1618-82) в духе Наставников Дзен задавал свой знаменитый вопрос-Коан: "Ваши действия при нападении на Японию китайцев во главе с Конфуцием ?". Патриотично воспитанные ученики могли только помалкивать: отражать нападение необходимо, но его возглавляет сам Конфуций. Наставник же учил: необходимо победить напавших, окружить Конфуция и отдать Мудрецу великие почести. И только так вы сможете не потерять лица ! Ямадзаки Ансаи является и автором теории о том, что неоконфуцианское "Ли" (Великий принцип всеобщего порядка) является одним из проявлений Божественных сил природы через посредство канонизированных 8 миллионов Ками. Самураи, активно противодействовавшие дому Токугава, противопоставляли неоконфуцианству С. чисто японского генезиса. Лидером движения за усиленное изучение старинных памятников С. с целью очищения его от Буддизма и Конфуцианства был Ацутанэ Хирата (1776-1843). На рубеж 17-18 вв также приходится расцвет Исторической Школы Синто (Н. Мотоори и М. Камо). С конца 18 в. культ императора Японии существенно укрепился. А с проведением реформ, резко ограничивших влияние Сёгунов и Буддийских храмов, упрочились и позиции императорского С., подпитываемого доктринами неоконфуцианства. После незавершенной революции Мэйдзи (1867-68) с 1868 по 1945 С. считался государственной религией Японии. При этом в 1889 был издан указ о свободе вероисповеданий. Все это способствовало быстрейшему развитию Японии. А победа японских вооруженных сил над арендуемым анклавом России (Порт-Артуром) в 1904-05 продемонстрировали миру всю мощь и влияние Страны Восходящего Солнца, что в самой Японии вызвало сильное национальное движение, опиравшееся на возрождающийся С.. При этом С. стал не только государственной религией, но и кодексом чести, и нормами морали. Резко упрочился культ Аматэрасу: почти у каждого японца в доме находилась табличка с надписанным именем Богини Аматэрасу, ставшей символом японской нации. Нормы С. лежали также и в основаниях самурайского патриотизма и личной преданности Тэнно. Из мифологии С. о сотворении мира, Аматэрасу и Дзимму Тэнно делался вывод, что только Япония сможет осуществить принцип "Восемь углов под единой крышей" - объединить весь мир (в первую очередь всю Азию) под властью императора Страны Ямато. Подавляющее большинство храмов С. посвящалось павшим за императора воинам, считавшихся Божествами. В дек 1945 (с момента признания Японией поражения во 2-й Мировой войне) был введен запрет на празднование Дня основания империи (фактически снят в середине 1960-х); С. был отделен от учреждений правительства; а 1 янв 1946 Тэнно вынужденно отказался от своего Божественного происхождения.

С.В.Силков

Hosted by uCoz