ЛАО-ЦЗЫ (7-5 вв. до н.э.) – легендарная личность, которой приписывают основание учения о Дао-Пути – Даосизм (см. Дао, Даосизм, Дэ), а также авторство философского трактата в двух частях “Дао Дэ Цзин” (“Книги о Дао-Пути и благой силе Добродетели-Дэ”, в древние времена этот трактат назывался “Л.”). Современный лексико-стилистический анализ создание этого трактата относит только к 4-3 вв. до н.э. Другие произведения Л. пока не известны. Сыма Цянь (2 в до н.э.) в своих “Исторических записках” свидетельствует, что Л. родился в царстве Чу (уезд Ку). Его мирское имя - Ли Эр Дань, а “Л.” (“Старый младенец”) – его философское имя. Л., будучи главным хранителем архива двора правителя Чжоу, имел ряд встреч с Конфуцием, а в эпоху Тан (7-9 вв.) был канонизирован в качестве святого. Согласно легенде, Л., покидая пределы Китая на черном быке, оставил краткое изложение своего учения - “Дао Дэ Цзин” -смотрителю заставы на горном проходе Ханьгу в западной части провинции Хэнань. После этого судьба Л. неизвестна. Свой уход в полную безвестность Л. фактически обставил как уход в извечное кругообращение природных циклов Природы (отождествляемой им с Поднебесной того времени) для получения духовного и физического бессмертия. Адепты Даосизма полагают, что Л. может трансформироваться из любой вещи (человека) в любой момент времени. В концепциях религиозного Даосизма, впоследствии естественно интегрировавшегося в Буддизм толка Махаяны, развитие такой антропокосмической концепции жизни приводило к тому, что некоторое время признавалось существование нескольких личностей под именем “Л.”. Представляется, что трактат Л. “Дао Дэ Цзин” – это онтологический изоморфизм древнекитайского Космоса на иероглифы-концепции Поднебесной империи. Вселенское Дао, согласно Л., как “глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли” - предшествует “Ю” (Оформленному), относясь также к “У” (Непроявленному). Л. отождествляет Дао с порождающей Пустотой, генерирующей спонтанные изменения (“все Сущее изменяется само по себе”) и движение Дао (“превращение в противоположность - движение Дао”). В “Дао Дэ Цзин” записано, что Дао порождает Единое (или Одно – компоненты субстрата “Ци”), Одно порождает Два – Первоначала Инь и Ян, Два порождают Три - Первотриаду Небо–Земля-Человек, Три порождают все вещи. Дао и Дэ неразрывно связаны тем, что Дао рождает вещи, а Дэ взращивает-совершенствует их. В “Дао Дэ Цзин” был выдвинут принцип “следования естественности” - совершенно-естественной спонтанности жизни (“Цзы Жань”), основанной только на природных ритмах. Принцип “У вэй” (“Не-Деяние”) - практическое выполнение “Цзы Жань”: “Совершенномудрый”, следуя “У Вэй”, отказывался от любых направленных усилий, нарушающих естественное течение дел. Для Цзы Жань никакого социального строя, за исключением “естественного”, не должно быть. В такой интерпретации Цзы Жань личность человека распылена в бытии Природы и здесь не может даже идти речи о какой-либо личностной биографии. Л., с его концепцией Вселенской тождественности вещи человеку, принципиально мог иметь лишь биографию Космоса, непрерывно становящегося в Цзы Жань. Что же касается описания своего происхождения, то Л. ведет его не от людей Земли, а непосредственно от Природы: “О, ширь пустынная, без края и без центра ! // Среди людей согласие, веселье, как-будто делают великое закланье, // В день наступления весны, когда она в свои владенья входит. // Лишь я один спокоен, которому нет предопределения. // Подобный эмбриону, еще не ставшему ребенком, // Несусь ! Несусь ! Нет места (мне), куда б вернуться мог. // В толпах людей везде есть прибавленье, // Один лишь я извергнут, словно семя Я - сердце глупого. // О круговерть толкающей воды. // Миряне все сиянием полны, // Один лишь я сокрыт во мраке. // Миряне любознательны в исканиях, // Один лишь я нечем не увлечен. // (Вокруг) то безмятежность, которая подобна глади океана, // То ветра смерч, который не дает волнам остановится. // В толпах людей везде есть применение разумным силам, // А я наивной глупостью подобен дикарю. // Один от всех других я отличаюсь тем, // Что мать кормящую ценю.” Один из основных жизненных принципов Л. – доскональное познание пользы молчания и Не-Деяния: “То, чему учат люди, тому учу и я. // Те, кто силой препятствует - не умирают своей смертью. // Я вскоре стану отцом учения. // То, что в Поднебесной стало мягким, гонит то, что в Поднебесной стало твердым. // Небытие и Бытие вошли в неразрывное - // Вот откуда я знаю, что не-деяние имеет пользу. // Обучать без слов, получать пользу не-деянием - // Мало, кто в Поднебесной достиг этого”; “Замышляя, ценю речь, успешно завершаю дела. Сто родов - все называют меня Цзы Жань”. О своем принципе общения с людьми Л. пишет: “Я имею три драгоценности, держусь (их) и дорожу ими: // Первая называется любовь к младшему, // Вторая называется простота, // Третья называется “не смею стать впереди Поднебесной”, // Люблю младшего, поэтому могу стать мужественным, // Прост, поэтому могу стать широким (щедрым), // Не смею стать впереди Поднебесной, поэтому могу стать способным вождем”. Совершенномудрый – носитель высшего Дэ - гармоничной естественностью уподобляется новорожденному. Как и Дао, действуя Не-Деянием, все порождая и ничем не владея, Совершенномудрый “не имеет постоянного сердца. // Сердца ста родов делает своим сердцем. // Кто добр, я к тому отношусь с добром - // Кто не добр, я к тому также отношусь с добром - // В этом доброта Дэ // Кто доверяет, я к тому отношусь с доверием, // Кто не доверяет, я к тому также отношусь с доверием - // В этом доверие Дэ // Когда Совершенномудрый человек находится в Поднебесной, // (Он) наполняет свое сердце заботой о Поднебесной. // Все сто родов внимают ему своими ушами и глазами, // А все Совершенномудрые люди считают их своими детьми”. Совершенномудрый не может занимать никаких официальных постов во властных социальных структурах, иначе он не сможет добиться полного доверия всех людей: “Реки и моря потому могут быть ванами (главами) ста долин, // что они искуссно ставят себя ниже их. // Поэтому и могут быть ванами ста долин. // Поэтому: // Желая стать над народом, непременно говори, что ты ниже его. // Желая стать впереди народа, непременно ставь себя позади него. // Вот почему в Поднебесной нет таких, кто бы с ним боролся. // В Поднебесной все называют мой Дао великим, в подобии (ничему) не подобным. // Велик, поэтому в подобии не подобен. // Если уподобить (чему-либо), то даже вечность - она будет крошечной !”. Совершенномудрый, сохраняя бесстрастный покой, отождествляется извечному Дао: “кто служит Дао, тот тождествен Дао”. Л. называл свое Учение просто “словами (обычными людскими бытовыми высказываниями)”, стараясь затрагивать ими все аспекты познания этического и внеэтического добра и зла: “Мои слова очень легко познать, очень легко (им) следовать. // (Но) в Поднебесной нет таких, кто бы смог познать, кто бы смог последовать. // В словах есть предок, в делах есть царь. // Поскольку не знают (этого), поскольку и меня не знают. // Те, кто знает меня,- редки, те, кто подражает (следует) мне, - ценят. // Вот почему у Совершенномудрого человека сверху рубище, внутри яшма”. В "Дао Дэ Цзин" о взаимовлиянии противоположностей Л. было написано: “Когда вся Поднебесная узнает, что прекрасное // есть прекрасное, то появляется и безобразное. // (Когда Поднебесная) вся узнает, что добро // (искусность) есть добро - то появляется и не-добро. // Поэтому: // Бытие и небытие друг друга порождают, // Трудное и легкое друг друга создают. // Длинное и короткое друг друга соизмеряют”

С.В.Силков

Hosted by uCoz