КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) - обожествляемый основатель конфуцианства - одной из мировых религий. У К., также как и у Будды Шакиа-Муни и у Магомета, канонизированная биография как таковая отсутствует. Предки К. в течение 300 лет правили или принадежали к высшей знати царства Сун в Древнем Китае. Один из предков К. - Чжен Каофу - редактировал раздел “Гимны дома Шан” из канона “Ши Цзин”. Отец К. - Шу Лянхе - служил в царстве небольшом царстве Лу небогатым управляющим административной единицей без права передачи ее по наследству. К. родился 27 авг лунного календаря в пещере глинистого холма, обладавшим, по местным верованиям, магической силой. К. при рождении был назван Чжун Ни Цю (Чжун - второй сын, Ни – глина, Цю – холм). Позднее пещеру стали называть Фу Цзы Тун (“Пещера Наставника”) и Кун Лин Тун (“Пещера, в которой обитает дух холма”). В Китае же К. известен под своей родовой фамилией как Кун Цю. Учитель говорил: “В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презренными делами” (заниматься домашним хозяйством и др.). В два года оставшись без отца, К. с детства отличался чувством любви к родителям, острым восприятием несправедливости, детальными познаниями церемоний погребения. По китайским меркам очень высокий (его рост составлял около 191 см), Цю обладал незаурядной физической силой и хорошим здоровьем. К. усиленно занимался самообразованием с целью сделать служебную карьеру (а в 6-5 вв до н.э. образованным в Китае считался только тот, кто в совершенстве владел “Шестью искусствами Лю И”: выполнение ритуалов, понимание музыки, чтение, счет, управление колесницей, стрельба из лука). Молодой К. всегда старался получить исчерпывающий ответ на свои вопросы, интересуясь, в основном, государственным строительством Лу и досконально изучая правила поведения “Ли”. В 533 до н.э. К. берет жену в семье Ци из царства Сун. Через год после этого у К. рождается сын Бо Юй. Т.к. К. мог вести деловые книги, то он поступает управляющим в дом аристократического рода Цзи - одного из наиболее представительных в Лу. Самопериодизация жизни у К. такова: “В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 я обрел самостоятельность. В 40 я освободился от сомнений. В 50 я познал Волю Неба. В 60 научился отличать правду от неправды. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала”. Около 521 до н.э. у К. был заложен серьезный фундамент, который позволил ему приступить к работе над “Книгой перемен” (И Цзин), “Книгой стихов” (Ши Цзин), “Книгой истории” (Шу Цзин), “Книгой о ритуалах” (Ли цзи), “Книгой о музыке” (Юе цзи), а также книгой “Весна и осень” (Чунь Цу), которые в эпоху Хань (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) стали канонической основой всей традиционной культуры Китая. К этому же периоду относится становление философско-этического базиса Учения К.: 1) “Жень” (человеколюбие) и “Ли” (правила этикета) (Ли трактовалось как наивысшее проявление Жень); 2) “Быть преданным и честным сановником, почитать правителей”; 3) “Следовать срединному пути” (“Чжун Юн”); 4) “Все дела должны решаться только на основе принципа справедливости”; 5) “Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его”; 6) представления о Воле Неба: истинно-стабильное правление может вести только Сын Неба, а если все исходит не от него, то власть теряется на нескольких поколений. К. открывает свою частную школу, где проповедовал выстроенную им модель человеческих взаимоотношений как образец для модели управления обществом на различных уровнях и государством в целом. Его ученик Цзы Лу пробыл с ним до ухода К. из жизни и, как отмечено в трактатах, “торжественно похоронил Учителя с соблюдением всех этических норм”. В 517 до н.э., после народных волнений в Лу, К. эмигрировал в процветавшее тогда соседнее царство Ци. В тот период на него оказал сильное влияние Янь Ин,  1-й советник правителя Ци. В управлении государством Янь Ин проводил принцип “Хе” (гармония, борьба противоположностей: “Правила надо создавать через достижение единства через разногласия”). Янь Ин, по свидетельству К., обладал такими качествами, как “самостоятельность, добропорядочность, скромность, простота, отсутствие какого-либо намека на стяжательство, и подлинное уважение к уму, независимо от родословной и социального положения человека”. Позднее К. перенес многие качества Янь Ина на образ Совершенномудрого (“Цзынь-цзы”). В 501 К. приступил к преподаванию и редактированию китайских литературных памятников, т.к. “слуги слуг захватили власть в государстве, поэтому в царстве Лу все, начиная с дафу и ниже, стали допускать нарушения и сошли с истинного Пути. Поэтому К. отказался от службы, удалился на покой и сосредоточился на исправлении “Ши Цзин”, “Шу Цзин”, а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям”. Учение К. распространилось настолько, что знание его работ должен показать каждый абитуриент на госэкзаменах. В конце 501 до н.э. правитель Лу назначил К. управляющим уездом Чжунду. Карьера К. длилась всего с 501 по 497 гг до н.э. и стала как бы неотъемлемой частью самого Учения. В хрониках писали: “Прошел год с тех пор, как Дин-гун назначил К. управляющим Чжунду и с четырех сторон все стали подражать ему”. Для изменения налоговой системы по принципу “И” (справедливости) К. все земли подразделял на заболоченные, равнинные, холмистые и горные. При назначении людей на работы К. учитывал их физические состояние; при этом улучшился моральный климат: “в народе изчезло воровство, большое внимание уделялось похоронным ритуалам”. В 499 до н.э. К. был назначен верховным прокурором и главным советником правителя царства Лу. На этом посту он пробыл 3 года. “... За это время он проявил себя как большой политик, знающий и ценящий ритуалы, как опытный советник правителя, как усмиритель вассалов, которые были непокорны своему правителю и как справедливый судья...”. Не всегда К. следовал своему принципу “За доброту – добро, за зло - справедливость”: иногда  он был чрезмерно жесток. Но и его друзья и враги называли К. “мужем без пороков”. Ему пришлось покинуть свой пост в 497 до н.э., в расцвет успешной карьеры из-за того, что правитель царства Лу поступил вразрез с основными ритуально-этическими нормами. Учитель направился в царство Вей. Затем он посетил царства Чэнь, Цзинь, Сун, Чу. Из Чу К. возвратился в Вей. Как то, во время скитаний, ученик К., Цзы Гун, сказал Учителю, что, по его мнению, Учение “чересчур сложно для восприятия простых людей, а для государственных мужей там слишком высокие требования, поэтому люди и не идут по Дао-Пути”. И он предложил уменьшить требования для понимания Учения людьми. Но Учитель ответил, что “Дао-Путь больше набора требований для совершенного государственного мужа, а идти по нему - значит совершенствовать свой дух и приближаться к Воле Неба. И не страшно, что люди не понимают всех его положений”. При этом Учитель говорил о духовной субстанции “Дао-Пути, вездесущей и первичной, как об идеале человеческого совершенства и его гармонии с природой”. В царстве Вэй К. выдвинул концепцию “Чжен Мин” (“Исправление и упорядочение имен”) для обеспечения периодических преобразований как основы выздоровливания общественной морали. По К., человек в государстве должен соответствовать своему месту в нем, а признаком достижения процветания и стабильности в государстве является такое состояние, когда “ближние радуются, а дальние жаждут прийти”. По К., нерадивость чиновников – вот истинная причина нежелания идти Дао-Путем, поэтому Учитель, вернувшись в Лу, посоветовал правителю “возвеличить прямых над кривыми чиновниками”: если “государь и его приближенные являют собой пример следования традиций, то и народ становится вернопреданным и становится на путь самосовершенствования”. После ухода с государственной службы вследствие необходимости сохранения целостности Учения, К. основал ряд школ, в которые набирал учеников по принципу “Ю Цзяо У Лей” (без различий в происхождении). Там он учил преданности Учению (“Чжун”), правдивости (“Синь”), действиям в жизни (“Син”), истории памятников письменности (“Вень”). В последние годы жизни он писал летопись “Чунь-цю” и редактировал Шесть Канонов классики китайской культуры. Место захоронения останков Учителя у реки Сышуй было священным местом паломничества в Китае в течение 2000 лет.

С.В.Силков

Hosted by uCoz