КОАН (яп. “загадка”, Гунъань - кит.) - средство стимулирования мысли, поиска, напряженной работы мозга; одной из двух важнейших практик Буддизма Чань (Дзен), помогающей в достижении состояния У (Сатори). “Гунъань” - это истории из жизни Патриархов Чань, которые Наставник предлагает адепту в качестве интеллектуальной задачи. К. обязательно содержит парадокс, который решить рациональным способом невозможно. В классической средневековой литературе Буддизма Чань (Дзен), содержащей изречения, диалоги, вопросы и загадки фиксировались лишь высказывания, вызывавшие, по утверждению Наставников Дзен, состояние У (Сатори). Письменно их зафиксировано более 2000, из них 1700 Гунъаней (классические примеры: “Удар двумя руками – хлопок, а что такое хлопок одной рукой ?”. Вопрос ученика: “Что есть Дзен” ? Ответ Наставника Дзен: “Кипящее масло над огнем”. Вопрос ученика: “Кем является Будда” ? Ответ Наставника Дзен: “Тремя цинами воска”. Вопрос ученика: “Говорят, что все многообразие сводится к единому, но может ли быть уменьшено единое” ? Ответ Наставника Дзен: “Когда я был в районе Дзина, у меня был плащ весом в 7 цин”). Т.е., любой вопрос, с точки зрения Наставника Дзен, абсурден, т.к. вопрошающий, вычленяя факт из единства бытия, тем самым уже детерминирует его. Ответ Наставника Дзен абсурден по той же причине. Однако весь диалог иллюстрирует тождественность любого высказывания, тем самым имея смысл в системе Буддизма Чань (Дзен): за внешним, кажущейся абсурдностью и нелепостью К., необходимо отыскать глубокий внутренний смысл, отыскать наиболее удачный парадоксальный ответ. К. должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, затем после ментального перенапряжения наступает внезапный прорыв и смысл К. становится понятным. Многие К. стали нормативными и их передают следующим поколениям. Два наиболее известных китайских сборника К. “Бияньлу” (“Записки у бирюзовой скалы”) и “Уменьгуань” (“Застава у ворот”) составлены в 11-13 вв. Эти сборники применяются и японскими Наставниками Дзен, которые в направлении Риндзай-сю Буддизма Чань (Дзен) отдают К. предпочтение перед сидячей медитацией Дзадзен (см. Дзадзен): адепту Дзен предлагают решать цепочку К. один за другим.

С.В.Силков

Hosted by uCoz