ИБН-СИНА (латинизир. транскрипция — АВИЦЕННА) Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах (980-1037) - выдающийся ученый-энциклопедист, врачеватель и философ Арабского Востока, прижизненно удостоенный титулов "Третий Учитель" (Первым Учителем считали Аристотеля, Вторым Учителем - аль-Фараби), "Глава" (ар-Раис), "Духовный Наставник" (аш-Шайх), "Непревзойденный Учитель" (аш-Шайх ар-Раис), "Авторитет Истины" (Худжат аль-Хак). И.С. - автор более 250 сочинений, среди которых комментарии к Корану, философская энциклопедия "Книга исцеления" ("аш-Шифа", в 18 чч.: ядро ее составляют 10 книг, наиболее известны "Введение" ("аль-Мадхал"), "Теология" ("Илахийят"), "Доказательства" ("аль-Бурхан"), "Спасение души" ("ан-Наджат"); медицинский "Канон врачебной науки" ("аль-Канун фи-т-Тибб", в 5 чч.) и многочисленные медицинские трактаты; "Книга указаний и наставлений" ("аль-Ишарат ва-т-танбихат"); трактат "О душе" ("аль-Нафе"); "Мистическое повествование"; краткая философская энциклопедия "Книга знания" ("Дониш-нома-е алаи" на дари); эзотерический трактат "Ар-Рисала аль-адхауийя"; повести "Саламан и Абсаль" и "Живой, сын Бодрствующего" ("Хайй ибн Якзан"), аллегорический трактат "Птицы" ("ат-Тайр"), переписка в форме диалога с Бируни, сочинения о молитве и ее значении и о посещении священных гробниц. До нашего времени дошли также черновик 20-томной "Книги Справедливости" ("Китаб аль-Инсаф"), которая содержала около 28 тысяч вопросов и ответов на них, но была утрачена во время разграбления Исфахана. Во фрагментах дошла и книга И.С. "Восточная мудрость" ("аль-Хикмат аль-машрикийя"). Хотя родным языком для И.С. являлся фарси (дари), практически все его труды были созданы на арабском. Совместно с арабами его считают своим национальным мыслителем народы стран Средней Азии, Ирана, Турции, Афганистана. И.С. рожден в Афшане (около Бухары), в исмаилитском таджикском семействе: его отец - Абдаллах из Балха - чиновник ведомства финансов; мать - Ситардбону из Афшаны. В 985 семья переселилась в Бухару, столицу государства Саманидов. В 1002, после завоевания Бухары тюрками и последовавшего затем падения государства Саманидов (999), И.С. бежал от преследований султана Махмуда и ортодоксального духовенства в столицу Хорезма Гургандж (соврем. Ургенч), ко двору хорезмшаха. В 1012 И.С. переехал в Иран: сначала в Исфахан, затем в Хамадан, где был визирем и лейб-медиком правителя. В результате интриг подвергался и тюремному заключению. Появлялись (до сих пор неподтвержденные) предположения западных исследователей о проживании И.С. в Кордовском Халифате. И.С. ушел из жизни и захоронен в Хамадане. Л. Гарде писал: "Жажда знаний и оптимизм в оценке значения человеческого знания - интеллектуальное родство с некоторыми направлениями научных изысканий и философской мысли древних греков - все эти черты, характерные для будущих гуманистов европейского Ренессанса, мы находим у молодого Авиценны" ("Ислам, религия и община"). У мусульман философия - это в первую очередь Аристотель: в 17 лет И.С. начал изучать арабский перевод "Метафизики" Аристотеля, которую он прочел около 40 раз, выучил ее наизусть, но так и не сумел понять. Эта книга была издана через 300 лет после Аристотеля: там были собраны несистематизированные заметки периода его преподавания в Ликее, а перевод с греческого на арабский производился посредством арамейского. Ключом для понимания И.С. "Метафизики" Аристотеля стали комментарии аль-Фараби (а также Темисциуса и Александра Афродисийского). Кроме того, И.С. изучил грамматику, геометрию, логику, физику, медицину, право и теологию. "Книга исцеления" И.С. -источник мусульманской мысли, философской и естественно-научной, вплоть до 14 в. Хиджры - написана как расширенное толкование учения Аристотеля: для И.С. метафизика является основанием философии, в которое он включает логику и спасение души (ан-Наджат). Фундаментальные основы системы мироздания, по И.С.: элементы (материя), форма, действующая сила, цель. Первопричина - акт Творения (Ибда), где И.С. различает Существование (Айс) и Несуществование (Лайс). Для И.С. Бог - это абсолютный Разум и абсолютное Добро. Как считал Винсент Мансур Монтей, такое "понимание двойственной природы Бога, покоящееся на идеалах монотеизма и трансцендентализма, вполне согласуется с учением Ислама. Однако космология И.С., которая является одновременно ангелологией, включает 10 отдельных "разумов"". Учение И.С. о Файд ("Истечение") фундировано учением Плотина об эманации: каждый отдельный "разум" возникает в результате эманации высшего разума в силу непреложной необходимости, а 10-й разум "взрывается во множестве человеческих душ, в то время как из его тени проистекает подлунная материя. Именно это он [И.С. - С.С.] называет деятельным или активным разумом, от которого эманирую наши души и свет которого проецирует идеи и формы знания на те из душ, которые обрели способность воспринимать этот разум." (Корбен А. "История философии Ислама"). Источник существования субстанции необходимо искать в ней самой, т.к. она - сущность Универсума. И.С. полагал, что бытие "не имеет границ", оно "изначально разделяется на субстанцию и акциденцию". В отличие от Аристотеля, противопоставлявшего деятельную форму косной материи, И.С. считал, что "нет абстрактной телесной формы без материи" , что "телесная форма содержится в самой материи, а тело образуется из этой материи" ("Дониш-нома-е алаи"). "Движение - это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не одним только толчком". "Время представляется только с движением. Где нет движения, нет и времени" ("Спасение души"). Аристотелевские "Категории" И.С. относил не к логике, а к метафизике, т.к. для него 1-я категория - сущность, а 9 остальных - акциденции: количество, отношение, качество, состояние, время, место, обладание, действие, страдание. И.С. добавил к ним противоположности и противоречия. И. Мадкур писал: "Несомненно, что "Категории" свидетельствуют о критической направленности и свободомыслии их автора, несмотря на все уважение и доверие Авиценны к Аристотелю, он критикует не только первых комментаторов, но и самого Учителя. Подчас он недоумевает по поводу тех идей и теорий, которые передавались из века в век; он отбрасывает их или пытается внести поправки." ("Трактат о категориях Аш-Шуфы"). В своих работах И.С. продолжал начатое аль-Кинди и аль-Фараби. И.С. принадлежал к имамскому двенадцатеричному Шиизму, господствующей религии Ирана, но, как писал Л. Гарде, "И.С. не проводил различий между философскими исследованиями и религиозными постулатами ... Произведения И.С. связаны с основными положениями мусульманства, присущими прежде всего догме Суннизма, взятой, однако, столь широко и обобщенно, что они не противоречат основным положениям Шиизма" ("Ислам, религия и община"). И.С. свершил синтез аристотелизма и неоплатонизма, фундированный философией Ислама. Эркка Маула писал: "Отождествляя философию и Ислам, И.С. утверждал, что Ислам можно понять только в свете философских категорий. Он считал, что Пророк является полноправным философом и что молитва не отличается от философского созерцания. Здесь И.С. имел в виду рационалистическую философию Аристотеля, причем даже неоплатонистская иерархия умов не могла удовлетворить мистицизм Ислама". Главным противником И.С. был ортодоксальный теолог аль-Газали, объявивший аль-Фараби и И.С. еретиками. Мистицизм аль-Газали, как и у И.С., был неоплатонистского направления, но философская система аль-Газали противоречила аристотелевской. Характеристика аль-Газали существенно повлияла на распространение учения И.С. в странах Суннизма (почти не повлияло в странах Шиизма) в смысле полной утраты и без того недолгого влияния философии на Суннизм: "Ликей Аристотеля превратился, в лучшем случае, в придаток мечети". Только после аль-Газали философы Ислама начали проводить различение между рациональным философским представлением о мире и ортодоксальной философией. Попытка же И.С. "объединить два течения завела его в бесплодную пустыню, разделявшую эти оазисы восточной мысли. Но его учение о логике пустило корни и расцвело в христианских монастырях, а оттуда в разных вариантах проникло в церкви и университеты Европы... " (Э. Маула). В развитие логики Аристотеля, И.С. выводил логические формы и связи из особенностей бытия. Для И.С. были характерны логическая строгость построений и точные методы доказательства. Он разрабатывал вопросы о единичном и общем, о суждениях (которые им разделялись на категорические, условно-соединительные, условно-разделительные), о силлогизме, о логических ошибках и мн. др. В 12-13 вв. И.С., благодаря латинским переводам Толедской перводческой школы, стал одним из основателей средневекового аристотелизма. А главные научные дискуссии того времени велись вокруг основных категорий логики. Схоласты так часто цитировали И.С., его (а также Аверроэса) труды изучались столь внимательно, что возникло опасение, что это в корне может пресечь эволюцию мысли в университетах. "И.С. следует считать основоположником схоластики. То, что Аристотель называет "формой в душе", он переводил арабским словом "Ма'на" ("Понятие", "Назначение"). Наука того времени давно уже нуждалась в этом ключевом термине, ранее всегда переводившегося на латынь словом intentio ("природный знак в душе"). Оно отличается по значению от современного слова "интенция" (т.е. "намерение", "стремление", "цель") и несколько не совпадает с понятиями, употреблявшимися Аристотелем и И.С." (Э. Маула). В это время начались длительные дискуссии о значении слова "интенция", продолжавшиеся до появления современной логики. Вслед за учеником Плотина неоплатоником Порфирием, И.С. различал естественные знаки первого и второго понимания. По И.С., логика имеет дело с абстрактными понятиями, примененными к первому пониманию при движении от известного к неизвестному (т.е. понятиями второго понимания). И.С. наметил направления дальнейшего развития логики в исследованиях тех форм мышления, "которые обладают логическими свойствами, но которые в свою очередь не являются неотъемлемыми признаками отдельных предметов, хотя и проявляются в них" (Э. Маула). Другим направлением предельно психологизированной логики И.С. являлся поиск законов мышления, которые заменила современная формальная логика, согласно которой "знаки в душе не являются формулами ... ". В философии логики, введя строгое различение между онтологическими и логическими и универсалиями, И.С. заключил, что универсалии существуют в трех видах: "до вещей" ("в Боге"); "в вещах" (как тотальная природа отдельных предметов); "после вещей" (вследствие способности мышления к абстракции). В своем учении И.С. отошел от традиционных направлений философии Востока. В результате этого, как считает Э. Маула, "его слава на Востоке померкла. Но ... его философия показывает, какая пропасть лежит между божественной и светской логикой, и что западные учение не могли ее преодолеть". По И.С., природные явления причинно взаимосвязаны; в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая вмешательством Божественного Провидения. И.С. признавал наличие неразрешимого противоречия между Добром и Злом, т.е. между верой, могущественным и милосердным Богом, с одной стороны, и тем, что он называет болезнями и страданиями, непослушанием и грехом, засухой и голодом, - с другой. Самое худшее из зол для И.С. - несправедливость. А. Корбен считал, что труды И.С. "созвучны произведениям исмаилитского эзотеризма": И.С. говорил о мистике Абу Саиде: "Он видит то, что я знаю"; в ответ на это Абу Саид говорил об И.С.: "Он знает то, что я вижу". В книге И.С. "Восточная мудрость" (Метафизика Озарения) и трех повестях, у которых "темой является путешествие на таинственный Восток" ("Ишрак") - "Живой, сын Бодрствующего" (название которой иногда переводят как "Vivens filius Vigilantis", приглашение к путешествию с разумом), "Птицы" (рассказ о самом странствии) и "Саламан и Абсаль" (включенная в завершающую часть "Книги указаний"), - просматривается эволюция И.С. к гностицизму. В этих текстах, как писал С.Х. Наср, "очертания Вселенной, как она мыслилась философами и учеными средних веков, остаются неизменными; косомос интериоризируется гностиком. Это - глубокая внутренняя "крипта", по отношению к которой Посвященный должен ориентироваться и посредством которой он осуществляет свое паломничество. Явления природы становятся прозрачными символами, духовное значение которых доступно космическому Пилигриму." ("Наука и знание в Исламе"). А. Корбен писал: "Это вовсе не аллегории идей, а символические рассказы, что не следует путать. Их нельзя изложить иным способом. Они воплощают личную внутреннюю драму, опыт всей жизни. Символ - это шифр и молчание: он одновременно говорит и не говорит. Его смысл многозначен: он открывается каждому сознанию по мере того, как оно развивается, делая его шифром своих собственных изменений." ("История философии Ислама"). Л. Массиньон считает, что И.С. "прежде всего философ. В его время, как и во времена Аристотеля, это прежде всего означало, что он был энциклопедистом, способным провести классификацию всех наук, а также компаративистом, который стремился расширить свои знания, выводя их из целой иерархии принципов, восходящих к аристотелевскому перводвигателю, к божеству, интересуясь лишь идеями и безликими душами. Авиценная, рожденный мусульманином, был сыном исмаилита, т.е. мусульманина-гностика, коорый между собой и ревнивым Богом Авраамом (и Пророком Мухаммадом) возводил целую серию духовных эманаций, ангелов, "озарявших" светом человеческие души, плененные в подлунном мире ... Авиценна, подобно Плотину, предпочитал методу гностиков метод "мистический", ибо его естественное для мусульманина стремление поклоняться единому богу (стремление, наполненное своеобразным мистицизмом) заставляло его уменьшить роль вторжения эманаций и десяти разумов в восхождении душ ... Ничто не говорит о его стремлении к интериоризации ритуалов Ислама; комментарии к Корану, которые Авиценна нам оставил, чисто рационалистические, с элементами гностицизма ... Мусульманский трансцендентализм у Авиценны сведен к минимуму, но все-таки он существует." ("Opera minora"). Л. Гарде выделял "два направления, освещающие гуманистическую позицию И.С.: его значение и распространение человеческих знаний и место, которе он отводит религии: 1. Вера И.С. в возможности человеческих знаний огромна. Дело не в том, что человек для него - вершина поступательной эволюции. Как раз наоборот: человеческий разум - последняя волна эманации в спускающейся лестницы чистых духов, но по своей внутренней природе он все же им принадлежит и может в результате морального и интеллектуального очищения вернуться к этому миру духовных сущностей, от которого он ведет свое происхождение. Таким образом он примет участие в интуитивном познании универсального, которое ... для Авиценны является одним из видов познания ... 2. Пророческие откровения, религиозные учения пророков приобретают для мудреца новое и решающее значение. Пророк по самой своей природе наделен психологическим и психическим совершенством, которе мудрецы и святые могут приобрести путем аскезы и духовных упражнений ... Таким образом они вступят в контакт с отдельными разумами и тогда получат откровение, которое является истечением света". Поэтому "Авиценна не только доверяет религиозному закону и не умаляет его значения, а, напротив, стремится включить его в свое монистическое и эманатистское видение мира. Другой вопрос, в какой мере были приемлемы для официального Ислама и мусульманской общины эманатистский монизм и экзистенциальный детерминизм И.С.: его отрицание объективной реальности телесного воскресения [об этом отрицании см. эзотерический трактат И.С. "Ар-Рисала аль-адхауийя" - С.С.] (не говоря уже о божественном познании единичного как такового), его гностическая интерпретация данных веры." ("Ислам, религия и община"). Естественно-научные воззрения И.С. изложены в трактатах по медицине и "Книге исцеления" ("аш-Шифа"). Согласно классификации наук, созданной И.С., все науки подразделяются на теоретические (в которых исследование ведется ради самого знания как такового) и практические (которые трактуют поведение человека). Теоретические науки И.С. разделял на высшую (учение об абсолютном бытии), среднюю (астрономия, математика, музыка) и физику (туда им были отнесены практически все современные ему естественно-научные знания). Каждая теоретическая наука также разделялась на чистую (первичную) и прикладную (вторичную): например, к чистой физике И.С. относил учения о материи, форме, движении, о растениях, животных, минералах и т.д.; к прикладной физике И.С. относил медицину, астрологию, алхимию, толкование снов, магию, физиономику и т.д. К практическим наукам И.С. относил науки о самом человеке, о поведении человека в отношении к своему имуществу и дому с женой и детьми (ее он называл наукой об управлении хозяйством), об управлении городами. В.М. Монтей пишет: "Арабские врачи обычно были философами: врачебное искусство такая же часть культуры, как и философия. Поэтому было бы неправильно умалять значение арабо-мусульманской медицины в истории науки". Сам же И.С. об арабо-мусульманской медицине говорил, что она не только практическая, но и "умозрительная наука" и "в этом смысле может быть соотнесена с логикой и метафизикой". Практику врачевания И.С. начинал под влиянием христианского врача Исы ибн Яхьи (Иисуса, сына Иоанна). В 17 лет он вылечил эмира Хорасана, который в знак благодарности открыл для него доступ к библиотеке Саманидов: "Я видел там труды, даже названия которых были многим неизвестны, которые я никогда не видел ранее". Из 43 медицинских сочинений И.С. крупнейшим является "Канон врачебной науки", которое было создано в 1020-х гг. Перевод "Канона" с арабского языка на латинский был сделан в 12 в. Герардом Кремонским из Толедской переводческой школы. Первое латинское издание "Канона" было осуществлено в Милане или Падуе (1472-73), а всего латинский перевод "Канона" выдержал около 30 изданий. Арабский оригинал был впервые напечатан в Риме в 1593 по флорентийской рукописи в типографии Медичи; в конце медицинских текстов были помещены труды И.С. по физике, логике и Каламу (речи в защиту Ислама). "Канон" - 5-томное сочинение, насчитывающее более миллиона слов, - около 500 лет являлось важнейшим руководством врачей и студентов-медиков Латинского мира. В "Каноне" И.С., руководствуясь принципом причинности, излагает общую теорию медицины, анатомию, физиологию, хирургию, диагностику, рассматривает острые и хронические болезни, способы лечения, лекарственные средства, противоядия, профилактику и др. При изучении причин различных заболеваний И.С. придавал большое значение действию внешних факторов на организм, выдвинув гипотезу о невидимых возбудителях инфекционных ("лихорадочных") заболеваний, передающихся посредством воздуха и воды. И.С. "великолепно определял по пульсу состояние человека. Так, он дает особое описание изменений в организме человека, вызванных состоянием влюбленности, которое он рассматривал как психическое расстройство наряду с другими мозговыми явлениями, таким, как сонливость, бессоница, амнезия и меланхолия". Как писал проф. Слейм Аммар (психиатр, Тунис), "медицина Авиценны была тесно связана с философией. То огромное значение, которое он придавал гармонии тела и духа, делает его одним из величайших психотерапевтов всех времен, еще до того, как сложилась эта наука.". И.С. занимался также "серьезным исследованием памяти (запоминание и припоминание), навязчивых идей, снов, галлютинативных восприятий, потери чувствительности, внушенной воображением или страстью, и многих других сходных состояний.". Медицинские идеи И.С. имели и противников. С. Аммар пишет: "В эпоху Реннесанса хотели сразу и немедленно превзойти и греков, и арабов. Леонардо да Винчи делал все возможное, чтобы уничтожить анатомию Авиценны, но он пользовался его терминологией, так как другой в то время не существовало". Парацельс в Университете Базеля бросал "Канон" в костер (1527). Но популярность И.С. была настолько велика, что лекции об его искусстве врачевания читались на медицинском факультете Университета Брюсселя еще в начале 20 в. И.С. изучал движение тел и свойства инерции, структуру и свойства минералов и метеоритов, причины образования горных систем, происхождение живых существ, происхождение и жизнь растений (особенно лекарственных), переходы от растений к животным, жизнь животных. Просуществовала до середины 18 в. классификация И.С. минеральных тел на камни, плавкие тела (металлы), серные (горючие) вещества и соли. И.С. доказывал ошибочность мнения ведущих астрономов того времени об уменьшении наклона эклиптики к небесному экватору. Им был описан и гномон - древнейший астрономический инструмент для определения направления полуденной линии. Известна переписка И.С. в 997 с другим ученым-энциклопедистом, Бируни. Вопросы, задаваемые Бируни, касались проблем, разработанных в "Небе" Аристотеля. Действительно ли Первый Учитель производил собственные наблюдения за движением небесных тел, или переписывал предшественников? Способен ли был Аристотель постичь идею существования других миров? Касался Бируни также и теорий перипатетиков о прозрачности воды, природе пустоты, фазовом переходе (превращения воды в лед, льда в воду, воды в пар). Все ответы И.С. давались со ссылками на Аристотеля. Анри Корбен в своем труде "В иранском Исламе" (исследовании "духовных и философских аспектов Ислама") доказывал, что "традиции Авиценны живы и по сей день ... в восточном Исламе, в том мире, где Авиценна вырос и прожил всю свою жизнь". Сухраварди (12 в.), последователь И.С., также был склонен к идее создания "восточной философии", фундированной древнеперсидской теософией света. Авиценнизм Сухраварди получил свое дальнейшее развитие в Исфаханской школе (16 в.); влияние его продолжается в шиитском Иране наших дней. В Европе авиценнизм распространился в 12-13 вв. благодаря латинским переводам Толедской переводческой школы ("Трактат о душе" был переведен архидьяконом Доменико Гундисальво между 1126 и 1150). Э. Жильсоном в работе "Почему святой Фома критиковал святого Августина" (1926-27) было описано "авиценнистское августинство" и "латинский авиценнизм". С одной стороны, католическое духовенство резко критикует И.С. за его учения о необходимой вечной эманации, двойственности человеческих душ, действующем уме, иерархии небесных душ, отдельных разумах. С другой стороны, Альберт Великий и его ученики (алхимик Ульрих Страсбургский и доминиканец Фома Аквинский) обращаются к И.С. для вывода источника познания человека от внушения Святого Духа. Фома Аквинский критикует "авиценнистских августинцев", т.е. "теологов (христиан), которые под влиянием Авиценны заимствуют терминологию Аристотеля для того, чтобы сформулировать теорию озарения Блаженного Августина". Дунс Скот, постоянный оппонент Фомы Аквинского, опроверг тезис И.С. о том, что деятельный разум может быть ангелом откровения, мотивируя это тем, что в человеке не может быть заложена "природная" способность познать свою конечную цель и путь к ее достижению. Как писал В.М. Монтей: "В сущности он упрекает И.С. в том, что тот примешивает в своей "философии" то, что свойственно ... Исламу.". Фактически на этом латинский авиценнизм и завершился. Э. Маула писал: "Сущность чужой культуры так и останется непознанной, если мы не отыщем такого человека, который одинаково хорошо ориентируется как в вашей, так и в чужой культуре и поэтому может на себя взять роль посредника. Идеальной фигурой здесь является философ, который в состоянии раскрыть смысл и значение своей эпохи и своей культуры. Таким человеком, перекинувшим мост между средневековой исламской культурой и Европой, как раз и был И.С. ... Здесь существовало мнение, что единственный путь к пониманию других стран лежит через Коран. Но что же делать тем, кто исповедует другую религию или вообще атеист ? Им, безусловно, нужен не миссионер, а посредник, ... который обладал бы четким пониманием духовной и интеллектуальной жизни своих современников. ... Роль И.С. как связующего звена между тремя культурами поистине огромна. Он стал посредником между греческой и арабской культурами, учил мусульман греческой медицине и философии, а также преподавал основы этих наук в исламской интерпретации". Данте Алигьери в "Божественной комедии" ("Ад", IV, 143-4) поместил И.С. совместно с Ибн-Рушдом (Аверроэсом) и выдающимися языческими философами в Лимбе, в Чистилище, что равнозначно причислению И.С. - Посредника между Мирами - к лику святых.

С.В.Силков

Hosted by uCoz