ДЭ (кит. – Благая Сила, Благодетель) - категория философских учений в Древнем Китае для обозначения Дао (см. Дао), присутствующего в каждом объекте Универсума, включая и человека (как его внутреннее субстанциональное Дао, познаваемая исключительно внутренним самоанализом). При генерации каждого объекта Универсума Дао проявляется в нем в виде его Дэ (Дао генерирует все Сущее, не контролируя его). Если Дао – это тотальная сущность Мира, то Дэ – это всеобщий Космический принцип, определяющий для каждого объекта Универсума должную форму и последовательность предстоящих ему трансформаций, это воплощение определенного внутреннего жизненного принципа, порожденного Дао и связывающего каждого индивида с Дао, это проявление тотальной сущность Мира в реальности. Дэ и отличается и тесно связана с материальной субстанцией “Ци”, трансформирующейся путем интегрирования в себя Первоначал Инь и Ян с применением формы Син (Природа) в конкретный объект Универсума, определяя изменения, оказывавшие воздействие на приобретшую форму Син материю “Ци”. Все, что генерирует Дао, проявляется через Дэ - согласно трактата "Чжуан-цзы”, Дао при помощи Дэ генерирует все объекты Универсума, затем Дэ трансформируется в некую форму присутствия Дао в этих объектах; согласно же "Дао Дэ Цзин", если Дао сопоставимо с общим понятием Дерево, то Дэ - это понятие конкретного дерева. "Дао Дэ Цзин" различает высшее и низшее Дэ. Низшее Дэ в какой-то мере близко Конфуцианскому “Ли” (Церемониальные правила). Гармонизирующей силой обладает лишь высшее Дэ, основанное на Дао: если отступление от Дао ведет к гибели, то при следовании Дао гармонизируются взаимоотношения Неба и Земли, и общество успокаивается в естественной простоте жизни. В трактатах "Чжуан-цзы" и "Дао Дэ Цзин" признана возможность наличия у различных людей неодинакового количества Дэ. "Дао Дэ Цзин" признает возможность накопления Даосами своего Дэ. В трактате "Чжуан-цзы" записано: "Когда у кого-либо Дэ содержится в изобилии, [то] его можно сравнить с новорожденным". Там же вместо Дэ применялись категории "Чжэнь Цзюнь", "Чжэнь Цзай"  (Подлинный Внутренний Правитель): Чжуан-цзы, говоря о внутреннем Дао каждого человека как объекта Универсума, полагал, что Подлинного Внутреннего Правителя нет ни в Дао, ни, тем более, в идеализированном Правителе; он есть лишь в самом человеке. Часто Дэ интерпретируется как “Тай Хэ” (Великая Гармония). (также см. Даосизм).

С.В.Силков

Hosted by uCoz