ДАО (кит. - Путь, Бог) - категория философских учений в Древнем Китае для обозначения того, что, как записано в Даосском трактате “Дао Дэ Дзин”, "существовало до возникновения Неба и Земли", что не идентифицировано и не оформлено; вечно Единое, неизменно непреходящее; неслышимое, невидимое, неощутимое, недоступное для постижения – становится неопределяемо совершенным; а находясь в состоянии покоя и неизбывного движения и выступая первопричиной всех изменений,  - является “матерью всех вещей”, единым источником происхождения всех объектов Универсума и присутствующим в каждом из них, всеобщим Космическим принципом предопределения всех кругообразных трансформаций материальной субстанции “Ци”, не оказывающим особо выделенного предпочитания каким-либо объектам (явлениям) Универсума. Дао генерирует все объекты (явления) Универсума без сознательного целеполагания, обеспечивая лишь закономерное наступление насущных перемен. Д. – это и Первопричина, и конечная цель, и завершение всех циклов бытия (все происходит только от Д. и всегда к нему возвращается). Д. - это и “У” (Ничто), это и “Сюй” (Пустота Универсума), это и "пустой сосуд, который никогда не испытывает нужды в том, чтобы его заполняли". Лишь следование Д. даст человеку "сохранить в целостности свою природу" и на этой основе овладеть мудростью, постигнув истину: “человек зависит от Земли, Земля от Неба (Космоса), Небо - от Д., а Д. - от себя самого”. В трактате "Чжуан-цзы" утверждается, что Д. – это единство жизни и смерти: рождение объектов Универсума является их и началом и концом одновременно, смерть объектов Универсума является их и концом и началом одновременно. С. Моэм писал, что Д. – это "Путь и Путник. Это вечная дорога, по которой движется все живое, но ее никто не создал, ибо она сама - живая. Она всё и ничто. От нее все возникает, ей подчиняется и к ней в конечном счете возвращается. Это квадрат без углов, звук, не слышный уху, образ без формы. Это необъятная сеть, и хотя ячейки ее огромны, как море, она ничего сквозь себя не пропускает. Это святая святых, где все могут найти прибежище. Оно - нигде, но его можно увидеть и не выглядывая из окна. Д. учит: Не желай желать, предоставь всему идти своими путями // Смиряющийся будет сохранен. Сгибающийся будет выпрямлен. // Неудача - основа успеха, а в успехе таится зародыш неудачи, но кто скажет, когда одно сменится другим ? // Стремящийся к нежности может уподобиться малому ребенку. // Доброта приносит победу начинающему и спасение защищающемуся. // Могуществен тот, кто одолеет себя. // То, что есть - не есть; то, что есть я - не есть я; то, что будет - не будет". ("Узорный покров") (см. также Даосизм, Дэ).

С.В.Силков

Hosted by uCoz