ВИНЕР (Wiener) Норберт (1894-1964) - математик, основатель кибернетики (США). Важнейшие труды: “Поведение, целенаправленность и телеология” (1947, в соавторстве с А.Розенблютом и Дж.Бигелоу); “Кибернетика, или управление и связь в животном и машине” (1948, оказал определяющее влияние на развитие мировой науки); “Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество” (1950); “Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее” (1958); “Акционерное общество Бог и Голем” (1963, русский перевод “Творец и робот”). Автобиографические книги “Бывший вундеркинд. Мое детство и юность” (1953) и “Я - математик” (1956). Роман “Искуситель” (1963). Национальная медаль науки за выдающиеся заслуги в области математики, техники и биологических наук (высшее отличие для ученых США, 1963). В. родился в г. Колумбия (Миссури, США) в семье иммигранта Лео В. (1862-1939), еврейского уроженца Белостока (Россия), отказавшегося от традиционного иудаизма, последователя учения и переводчика произведений Л.Толстого на английский язык, профессора современных языков Университета Миссури, профессора славянских языков Гарвардского Университета (Кембридж, Массачусетс). По изустной традиции семьи В., их род восходил к еврейскому разностороннему ученому и богослову Моисею Маймониду (1135-1204), лейб-медику султана Салах-ад-дина Египетского. Ранним образованием В. руководил его отец по собственной программе. В 7 лет В. читал Дарвина и Данте, в 11 - окончил среднюю школу; высшее математическое образование и первую ученую степень бакалавра искусств получил в колледже Тафтс (1908). Затем В. учился в аспирантуре Гарвардского Университета, там же изучал философию у Дж.Сантаяны и Дж.Ройса. Магистр искусств (1912). Доктор философии (по математической логике) Гарвардского Университета (1913). В 1913-15 при поддержке Гарвардского Университета продолжил образование в Кембриджском (Англия) и Геттингенском (Германия) Университетах. В Кембриджском Университете В. изучал теорию чисел у Дж.Х.Харди и математическую логику у Б.Рассела, который “... внушил мне весьма разумную мысль, что человек, собирающийся специализироваться по математической логике и философии математики, мог бы знать кое-что и из самой математики ...”. В Геттингенском Университете В. был слушателем курса философии у Э.Гуссерля и курса математики у Д.Гильберта. В связи с 1-й мировой войной возвратился в США (1915), где завершил образование в Колумбийском Университете (Нью-Йорк), по окончании которого стал ассистентом кафедры философии Гарвардского Университета. Преподаватель математики и математической логики в ряде университетов США (1915-17). Журналист (1917-19). Преподаватель кафедры математики Массачусетского Технологического Института (МТИ) с 1919 и до ухода из жизни; полный профессор математики МТИ с 1932. В 1926 В. вступил в брак с американкой немецкого происхождения Маргаритой Энгеманн. Ранние работы В. вел в области оснований математики. Работы конца 1920-х относятся к области теоретической физики: теории относительности и квантовой теории. Наибольших результатов как математик В. достиг в теории вероятностей (стационарных случайных процессах) и анализе (теории потенциала, гармонических и почти периодических функциях, тауберовых теоремах, рядах и преобразованиях Фурье). В 1930-х гг. В. создал общую теорию тауберовых теорем, увязав ее с теорией преобразований Фурье, и развил гармонический анализ на комплексной плоскости. В области теории вероятностей В. практически полностью изучил важный класс стационарных случайных процессов (позднее названных его именем), построил (независимо от работ А.Н.Колмогорова) к 1940-м теории интерполяции, экстраполяции, фильтрации стационарных случайных процессов, броуновского движения: в 1942 В. приблизился к общей статистической теории информации: результаты изданы в монографии “Интерполяция, экстраполяция и сглаживание стационарных временных рядов” (1949), позднее издавалась под названием “Временные ряды”. Вице-президент Американского математического общества в 1935-36. Поддерживал интенсивные личные контакты со всемирно известными учеными Ж.Адамаром, М.Фреше, Дж.Берналом, Н.Бором, М.Борном, Дж.Холдейном и др. В качестве приглашенного профессора В. читал лекции в Университете Циньхуа (Пекин, 1936-37). Время работы в Китае В. считал важным этапом, началом зрелости ученого мирового класса: “Мои труды начали приносить плоды - мне удалось не только опубликовать ряд значительных самостоятельных работ, но и выработать определенную концепцию, которую в науке уже нельзя было игнорировать”. Развитие этой концепции прямо вело В. к созданию кибернетики. Еще в начале 1930-х В. сблизился с А.Розенблютом, сотрудником лаборатории физиологии У.Б.Кеннона из Гарвардской медицинской школы, организатором методологического семинара, объединившего представителей различных наук. Это облегчило для В. знакомство с проблемами биологии и медицины, укрепило его в мысли о необходимости широкого синтетического подхода к современной ему науке. Применение новейших технических средств во время 2-й мировой войны поставило противоборствующие стороны перед необходимостью решения серьезных технических проблем (в основном в области противовоздушной обороны, связи, криптологии и др.). Основное внимание уделялось решению проблем автоматического управления, автоматической связи, электрических сетей и вычислительной техники. В., как выдающийся математик, был привлечен к работам в этой области, результатом чего было начало изучения глубоких аналогий между процессами, протекающими в живых организмах и в электронных (электрических) системах, толчок зарождению кибернетики. В 1945-47 В. написал книгу “Кибернетика”, работая в Национальном кардиологическом институте Мексики (Мехико) у А.Розенблюта, соавтора кибернетики - науки об управлении, получении, передаче и преобразовании информации в системах любой природы (технические, биологические, социальные, экономические, административные и др.). В., которому в его исследованиях были близки традиции старых школ научного универсализма Г.Лейбница и Ж.Бюффона, серьезное внимание уделял проблемам методологии и философии науки, стремясь к широчайшему синтезу отдельных научных дисциплин. Математика (базовая его специализация) для В. была едина и тесно связана с естествознанием, и поэтому он выступал против ее резкого разделения на чистую и прикладную, так как: “... высшее назначение математики как раз и состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает ... Природа, в широком смысле этого слова, может и должна служить не только источником задач, решаемых в моих иссследованиях, но и подсказывать аппарат, пригодный для их решений ...” (“Я - математик”). Свои философские взгляды В. изложил в книгах “Человеческое использование человеческих существ. Кибернетика и общество” и “Кибернетика, или управление и связь в животном и машине”. В философском плане В. были очень близки идеи физиков Копенгагенской школы М.Борна и Н.Бора, декларировавших независимость от “профессиональных метафизиков” в своем особом “реалистическом” мировоззрении вне идеализма и материализма. Считая, что “... господство материи характеризует определенную стадию физики 19 в. в гораздо большей степени, чем современность. Сейчас “материализм” - это лишь что-то вроде вольного синонима “механицизма”. По существу, весь спор между механицистами и виталистами можно отложить в архив плохо сформулированных вопросов ...” (“Кибернетика”), В. в то же время пишет, что идеализм “... растворяет все вещи в уме ...” (“Бывший вундеркинд”). В. испытывал также значительное влияние позитивизма. Опираясь на идеи Копенгагенской школы, В. старался связать кибернетику со статистической механикой в стохастической (вероятностной) концепции Вселенной. При этом, по признанию самого В., на его сближение с экзистенциализмом повлияла пессимистическая интерпретация им понятия “случайность”: в книге (“Я - математик”) В. пишет: “... Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который в соответствии со вторым законом термодинамики стремится все свести к тепловой смерти - всеобщему равновесию и одинаковости. То, что Максвелл, Больцман и Гиббс в своих физических работах называли тепловой смертью, нашло своего двойника в этике Киркегора, утверждавшего, что мы живем в мире хаотической морали. В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы ...” (известно стремление В. сопоставить методам статистической физики также учения А.Бергсона и З.Фрейда). Однако тепловая смерть все-таки мыслится В. здесь как предельное состояние, достижимое только в вечности, поэтому в будущем флуктуации упорядочения и вероятны: “... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса ...” (“Кибернетика и общество”). Механизм возникновения областей уменьшения энтропии “... состоит в естественном отборе устойчивых форм ... здесь физика непосредственно переходит в кибернетику ...” (“Кибернетика и общество”). По В., “... стремясь в конечном счете к вероятнейшему, стохастическая Вселенная не знает единственного предопределенного пути, и это позволяет порядку бороться до времени с хаосом ... Человек воздействует в свою пользу на ход событий, гася энтропию извлеченной из окружающей среды отрицательной энтропией - информацией ... Познание - часть жизни, более того - самая ее суть. Действенно жить - это значит жить, располагая правильной информацией ...” (“Кибернетика и общество”). При всем при этом завоевания познания все-таки временны. В. никогда “... не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину; я мог понять эти явления как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой. Важна битва за знание, а не победа. За каждой победой, т.е. за всем, что достигает апогея своего, сразу же наступают сумерки богов, в которых само понятие победы растворяется в тот самы момент, когда она будет достигнута ...” (“Я - математик”). В. называл У.Дж.Гиббса (США) основоположником стохастического естествознания, считая себя продолжателем его направления. В целом же воззрения В. возможно трактовать как казуалистические с влиянием релятивизма и агностицизма. По В., ограниченность человеческих возможностей познания стохастической Вселенной обусловлена стохастическим характером связей между человеком и окружающей его средой, так как в “... вероятностном мире мы уже не имеем больше дела с величинами и суждениями, относящимися к определенной реальной Вселенной в целом, а вместо этого ставим вопросы, ответы на которые можно найти в допущении огромного числа подобных миров ...” (“Кибернетика и общество”). Что касается вероятностей, то само их существование для В. является не более чем гипотезой, вследствие того, что “... никакое количество чисто объективных и отдельных наблюдений не может показать, что вероятность является обоснованной идеей. Иными словами, законы индукции в логике нельзя установить с помощью индукции. Индуктивная логика, логика Бэкона, представляет собой скорее нечто такое, в соответствии с чем мы можем действовать, чем то, что мы можем доказать ...” (“Кибернетика и общество”). Социальные идеалы В. были в основном близки направлению "абстрактный гуманизм": выступая за общество, основанное на “... человеческих ценностях, отличных от купли-продажи ...”, за “... здоровую демократию и братство народов ...”, В. возлагал надежды на “... уровень общественного сознания ...”, на “... прорастание зерен добра ...”, колебался между отрицательным отношением к современному ему обществу капитализма и ориентацией на “... социальную ответственность деловых кругов ...” (“Кибернетика и общество”). Роман В. “Искуситель” представляет собой вариант прочтения истории Фауста и Мефистофеля, в которой герой романа, талантливый ученый становится жертвой корысти деятелей бизнеса. В религиозных вопросах В. считал себя “... скептиком, стоящим вне вероисповеданий ...” (“Бывший вундеркинд”). В книге “Творец и робот” В., проводя аналогию между Богом и кибернетиком, трактует Бога как предельное понятие (типа бесконечности в математике). В., считая культуру Запада морально и интеллектуально слабеющей, возлагал надежду на культуру Востока. В. писал, о том, что “... превосходство европейской культуры над великой культурой Востока - лишь временный эпизод в истории человечества ...”. В. даже предложил Дж.Неру план развития промышленности Индии посредством кибернетических заводов-автоматов во избежание, как он писал, “... опустошительной пролетаризации ...” (“Я - математик”).

С.В.Силков

Hosted by uCoz