БУДДА СИДДХАРТХА (санскр. buddha - “Просветленный Высшим Знанием”, “Осененный Истиной”, “Достигший Прозрения”, “Тот, которому открыты все законы Мироздания”) (623/624 – 543/544 до н.э.) - основатель мировой религиозно-философской системы Буддизма (см. Буддизм). Б. Шакиамуни - Сиддхартха Гаутама, сын раджи Шуддходаны, - родился наследным принцем государства Шакиев (“Могущественных”) на границе Индии и Непала (Шакиамуни означает “отшельник рода Шакиев”). Имя Сиддхартха означает “Выполнивший свое предназначение”. Мать Сиддхартхи – Майя (Махамайя, т.е. Великая Майя) - умерла через несколько дней после его рождения. Отец старался оградить сына от малейших соприкосновений с реалиями земной жизни: мальчик предавался смутным грезам; погружаясь в глубочайшие созерцания, он переживал моменты просветления. В 27 лет Гаутама женился, вскоре у него родился сын Рахула. Несмотря на противодействия отца, Гаутама увидел нищету, тяжелые болезни, старость, смерть: эти четыре встречи определили его дальнейшую судьбу. Потрясенный познанием того, что болезни, старость, смерть - это общий удел всех людей, Гаутама понял, что земной мир и жизнь в нем для него неприемлемы. Разговаривая со счастливым и спокойным нищим аскетом, Гаутама сказал сам себе: “Я сделаю то, что сделал этот человек. Я откажусь от всех богатств и последую своим путем. Покинув мир с его удовольствиями, я обрету спокойствие и познаю истину, с помощью которой научу людей преодолевать нищету земной жизни”. В 29 лет Гаутама покидает дом. Позднее Б. скажет: "И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира". После изучения всех существовавших тогда философских систем Гаутама понял, что они не снимут проблем, его измучивших. По древним обычаям, он обратился к практикующим Йогам, а затем уединился в джунгли для ведения аскетического образа жизни и изучения священных текстов Брахманов. Через много лет Гаутама после глубочайшего обморока от длительного истощения осознал бесплодность аскетизма. В результате длительного глубокого созерцания под священным деревом Боддхи на берегу реки Найранджаны в селении Урувилва (совр. Боддх-Гая, штат Бихар, Индия) он достиг Просветления: ясно увидел всю свою жизнь и неразрывность связей между людьми, взаимоотношений между личностью и Миром Незримого. Одно происходит от другого, все скоропреходяще, а Тришна - жажда бытия жизни - возмущает покой Мира, ведя к уже ушедшему бытию. Гаутама размышлял: “... Люди предаются страстям, желаниям, стремлениям... Их помыслы направлены к обладанию чем-либо. Они волнуются, радуются, огорчаются, не сознавая того, что причина радости и страданий заключается в телесном, разрушимом, преходящем. Если люди видят источник и смысл жизни в разрушении, в телесном, то они неизбежно должны страдать и умирать. Они ищут наслаждений, но тогда возникают печаль и страх потерять предмет наслаждения. Тот, кто свободен от наслаждений, свободен и от страданий. Люди, думающие, что им принадлежат дома, поля, скот, богатства, воображающие, будто им принадлежат сыновья, дочери, жены, - такие люди неизбежно обречены на страдания. Все это временное, все подвержено уничтожению, и поэтому тщетно стремиться к обладанию чем-нибудь. Единственное, чем может овладеть человек, - мудрость познания, и к ней одной он должен стремиться. Тот же, кто стремится к наслаждениям, тот растит только свои похоти, тот кует только прочные цепи, привязывающие его к жизни, полной страданий ...” (цит. по книге Сидихменова В.Я. “Китай: страницы прошлого”). Теперь Гаутама знал с кем и как надо бороться за избавление от земного мира скорби и боли; он понял, что жизнь – эта эманация наших мыслей - рождается в сердце человека. Изначально неверную жизнь человека пресекает смерть. Единственным путем к Бессмертию является познание смысла истинной жизни, перед которой смерть бессильна. Так в 40 лет Гаутама стал Б. Просветленным: “когда я прозрел, душа моя обрела искупление от греха земных вожделений, искупление от греховного пристрастия к земному бытию; обрела искупление от греха заблуждений, искупление от греха незнания. Достигнута святость, непорочность жизни, исполнен долг, и я никогда не возвращусь более в тот мир – вот что познал я”. В своей Первой (Бенаресской) Проповеди, произнесенной в Оленьем парке Сарнатха (совр. Варанаси) перед пятью учениками и двумя оленями, Б. сформулировал основы Учения и, как записано в Сутрах, “привел в движение колесо Дхармы” (Дхармачакра парвартана). Б. познал Четыре Благородные Истины (Арья-сатья): существует Дуккха (страдание, зло); существует причина Дуккхи – желания, устремления; существует возможность освобождение от Дуккхи; существует Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению Дуккхи. Базисный постулат Учения Б. – отказ от всего чувственного. Б. говорил: “Дурно управляемые страсти (чувства), подобно необъезженному коню прорываются наружу и в этом мире навлекают на нас несчастье, а в потустороннем – постоянные страдания. Они (чувства) приводят нас, подобно дикому коню, к верной гибели; посему мудрый и осторожный человек не дает свободы своим чувствам. В действительности эти чувства суть наши величайшие враги, причина несчастий, так как люди, привязваясь к чувственным предметам, навлекают на себя все страдания.”. Причина зла – существование человека в мире желаний, господство чувств на природой духа личности. Просветленный учил: “Размышление – путь к бессмертию, легкомыслие – путь к смерти. Бодрствуюющие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведающие подобны мертвым”; “Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жажадет одних лишь наслаждений, тот растит только свои похоти и сам заковывает себя в цепи”; “Только тот может называться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не дал влечению укорениться вновь в сердце своем, - только тот, кто уединенно идет своим путем”; “Если ты искоренишь в себе всякое стремление к временному, телесному, если угасишь в себе свои страсти, все земное, то не будет такой силы, которая могла бы причинить тебе смерть”; “Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха”; “Человек становится мудрым не вследствие учености. Становится он мудрым потому, что освобождается от страстей и желаний”. Философские доктрины Учения Б. основаны на двух компонентах Благородного Восьмеричного (Срединного) Пути к искуплению и прекращению Дуккхи - правильном сосредоточении и правильном знании. Правильное сосредоточение – это постоянная концентрация внимания, останавливающая калейдоскопическое мелькание составных эмпирических компонент. Основа правильного знания – понимание того, что Мир Материального (Сансара) есть только обман чувств, самостоятельно не существующее проявление духовного Первоначала. При этом постулируется принцип тотального релятивизма: каждый объект (процесс) является Дхармой - непрерывно изменяющимся и возникающим под воздействием других объектов (процессов) и оказывая влияние на другие. Универсум в такой концепции является потоком безлично и безначально трансформирующихся взаимосвязанных кратковременных компонент. Б. учит, что душа человеческая – не более, чем цепочка Дхарм. Смерть человека – это не полное исчезновение, а рекомбинация Дхарм, составлявших его в предыдущей жизни, в новый образ любого живого существа. Правильное знание дает истинное понимание страдания, которое есть непрерывная трансформация Дхарм, их волнение, фундирующее непостоянство состояний человека. Достигаемая на основе трансовой медитации, Нирвана (санскр. "угасание", “покой”, “небытие”) в Учении Б. является высшим из возможных состояний человека, когда упокоиваются процессы волнений его жизни, и в одной из Сутр описывается как “... прибежище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечности разума, где нет ни представлений, ни отсутсвия их; где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это не проявление, не уничтожение, и не постоянство, это не умирание и не рождение. Это существование без основы, без развития, без опоры. Это есть конец страданий ...”. В практике проповеди Учения Б. для монашествующих предназначал философскую теорию реальности и Нирваны, для мирян - набор заповедей и жизненных норм: наградой за исполнение заповедей на земле - не убивай живого, не воруй, остерегайся смотреть на женщин, не говори неправды, не пей хмельного - является последующее блаженство в другой жизни. В.Грубе (Германия) писал: “Буддизм идет в своей заповеди любви к ближнему даже гораздо дальше Христианства, применяя ее не только к людям, но и ко всему царству живых существ. Эта нравственная заповедь является в буддизме естественным следствием учения о переселении душ, по которому каждый человек в наказание за дурные поступки в земной жизни возрождается в будущей жизни в образе животного.”. Б. до конца жизни проповедовал свое Учение, творя, согласно легендам, чудеса: Он мог становиться невидимым, летать по воздуху, ходить по воде, держать в руках одновременно Солнце и Луну, беседовать с Богами. Помимо обычного человеческого зрения, Б. был Всевидящим, обладая еще и глазом Мудрости. Он мог видеть прошлое, настоящее, будущее, Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению Дуккхи. К Знанию Б. относят его способности к ощущению, чувствованию, видению и слышанию всего того, что происходит в множествах Вселенных. Всезнание Б. – это знание Четырех Благородных Истин, способность к великому Состраданию, знание постоянной трансформируемости бытия и др. В Сутрах Б. награждался такими эпитетами, как Повелитель Вселенной, Бог богов, Архат (Тот, кто разрушил привязанность своей человеческой оболочки к Сансаре), Сугата (Созидающий Добро) и мн.др. Великий переход Б. из земной жизни в Нирвану - Махапаринирвана - произошел в полную Луну месяца вайшакха (май) в Кушинагаре (совр. Касия, штат Уттар-Прадеш, Индия): эта дата считается также и днем рождения Б., и днем его Просветления – Трижды Святым Днем. Под древом Боддхи Он сказал присутствующим: “Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к Спасению”. Кремация останков Б. происходила с отданием царских почестей.

С.В.Силков

Hosted by uCoz