АТИША (Дипанкара Шри Джняна - санскр., Джово Мармезадпа Пал Ешей - тибет.) (982-1054) - проповедник индийского Буддизма. Родился в семье раджи одного из княжеств Бенгалии. Настоятель монастыря Викрамачила. Получил титул в царстве Магадха “Глава всех последователей Махаяны”. После приглашения от правителей Тибета проследовал, проповедуя, через Непал в Западный Тибет (1040), где основал школу тибетских и индийских монахов. Основной упор в своем учении А. делал на этические требования Буддизма, созерцательные практики, четкую регламентацию культа с жесткой организацией монашества. Основываясь на учении школы Мадхьямика, А. начал первым распространять в Тибете Тантрийскую систему Калачакра (“Колесо времени”), которая явилась фундаментом для формирования основополагающих доктрин Ламаизма. После переноса резиденции в Центральный Тибет, А. созвал 7-й Собор Буддийской Церкви (1050), объединивший всех монахов Тибета и индийских Пандитов. 7-й Собор Буддийской Церкви провозгласил основание Буддизма в Тибете. К 1051 А. была переведена праджняпарамитская литература (см. Праджняпарамита) и создана система тибетского летоисчисления. В трудах А. “Светильник пути просветления” (“Ботхипатха прадипа”) и “Драгоценная гирлянда Боддхисаттв” (“Боддхисаттва маньявали”) была приведена трехступенчатая классификация уровней интеллекта личности (низший, средний, высший) и декларирована возможность достижения адептом состояния Просветления в зависимости от уровня его интеллекта. Эти труды сыграли основополагающую роль в институционализации тибетских школ Буддизма - Кадампа и Гелугпа. После ухода А. из жизни его ученик Бромонда (1004-65, составитель “правил школы А.” и его биограф) выдвигал в первую очередь требования религиозной морали, ограничений для монахов занятий магией и укрепления дисциплины.

С.В.Силков

Hosted by uCoz