АЗИМОВ Айзек (Asimov Isaac) (1920-1992) - биохимик, философ, типичный представитель “Золотого Века” научно-фантастической литературы США (периода с конца 1930-х до 2-й пол. 1940-х) наряду с К. Саймаком, Дж. Уильямсоном, Р. Хайнлайном, А.Э. Ван-Вогтом, Г. Каттнером с К. Мур, Л. дель Рей, Л. Спрег де Камп, сайентологом Л. Рон Хаббардом и др. Родился в местечке Петровичи Смоленской губернии России. В 1923 семья эмигрировала в США, где отец открыл кондитерский магазин в Бруклине (Нью-Йорк). Магистр химии (1941) и доктор биохимии Колумбийского Университета (1946), профессор Гарвардского и Бостонского Университетов. На писательский выбор А., 12-летнего мальчика, повлиял рассказ К. Саймака “Мятеж на Меркурии” (1931). Первое произведение А. - рассказ “Заброшенные у Весты” (1939, известный журнал “Astounding science fiction stories” Д. Кемпбелла). А. - автор 467 научных, научно-фантастических, научно-популярных и детективных произведений. Всемирная Ассоциация любителей научной фантастики и Ассоциация американских писателей-фантастов неоднократно присуждали А. премии “Хьюго” и “Небьюла”. Основные фантастические произведения А. - “Камешек в небе” (1950), “Я, робот” (1950), “Звезды как пыль” (1951), “Основание” (1951), “Дэвид Старр - космический рейнджер” (1952), “Основание и Империя” (1952), “Космические течения” (1952), “Второе Основание” (1953), “Лаки Старр и пираты астероидов” (1953), “Стальные пещеры” (1954), “Лаки Старр и океаны Венеры” (1954), “Конец Вечности” (1955), “Лаки Старр и большое Солнце Меркурия” (1956), “Обнаженное Солнце” (1957), “Лаки Старр и луны Юпитера” (1957), “Лаки Старр и кольца Сатурна” (1958), “Совершенный робот” (1982), “Кризис Основания” (1982), “Роботы Утренней Зари” (1983), “Роботы и Империя” (1985), “Основание и Земля” (1986), “Прелюдия к Основанию” (1988). Известны также его автобиографические книги "Покуда память зелена" и "Покуда ощущаю радость жизни". Еще во время работы в Морской аэролаборатории ВМС США (в 1942) А. начал работу над “эпосом будущего”, циклом романов “Основания”, ставшим классикой научно-фантастической литературы: это тщательно сконструированный тезаурус миров (где зарождение новейших цивилизаций происходит одновременно с исчезновением целых галактических империй). Созданные А. гипотетические внеземные миры настолько тщательно выписаны, что изначально трудно поверить в их полную вымышленность. Однако миры эти полностью узнаваемы: земные проблемы переносятся в эти воображаемые пространства культуры и на контакты в них. Психоматематикой Основателей Империи А. предвосхитил некоторые положения синергетики. Процессы социального развития в психоматематике А. описывал как последовательность "... циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла, со скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития ...”. В современной математике исследования таких скачкообразных изменений, возникающих в виде внезапного ответа любой системы на плавное изменение внешних условий, ведутся в рамках математической теории катастроф Р. Тома (источниками которой являются теория особенностей гладких отображений и теория бифуркаций динамических систем). Были произведены попытки применения теории катастроф в экономике, геологии, гидродинамике, теории элементарных частиц, оптике, психологии, лингвистике, кардиологии, эмбриологии. Также, писал В.И. Арнольд, “... среди опубликованных работ по теории катастроф есть исследования по устойчивости корабля, моделирования деятельности мозга и психических расстройств, восстания заключенных в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств, политики цензуры по отношению эротической литературе ...”. Для А. в его психоматематике определяющим было “минимально необходимое воздействие” для направления общественного развития в нужном направлении, а также “максимальная ожидаемая реакция” различных обществ на такое воздействие. В произведениях, посвященных проблемам взаимотношений роботов (искусственной жизни) с людьми, А. вывел ставшие широко известными “Три Закона Роботехники по А.”, которые заложены в философские основания научно-технической возможности создания искусственной жизни: 1) робот не должен причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинен вред; 2) робот должен подчиняться приказам человека, если это не противоречит Первому закону; 3) робот должны оберегать свое существование, если это не противоречит Первому и Второму закону. Естественная и искусственная жизнь так тесно переплетены в творчестве А., что центральным героем в цикле “Основания” становится робот-следователь Р. Даниэль Оливау, который в пятом романе цикла - “Основания и Земля” - “... занимает уже место Господа Бога, творца Вселенной и вершителя человеческих судеб ...”. Робот Р. Дэниэл всегда действует в паре человеком Илайджем Бейли. В созданных А. Внешних Мирах (Бейли-мирах "Роботов и Империи"), общества людей и роботов находятся на принципиально более высоком уровне взаимосоотношений в рамках интегрированных культур естественной и искусственных жизней, чем человеческие общества Земли, откуда берут начало эти Внешние Миры. Сам А. для ориентации читателя в своих фантастических мирах предлагал такой порядок чтения произведений: “Совершенный робот”, “Стальные пещеры”, “Обнаженное Солнце”, “Роботы Утренней Зари”, “Роботы и Империя”, “Звезды как пыль”, “Космические течения”, “Камешек в небе”, “Прелюдия к Основанию”, “Основание”, “Основание и Империя”, “Второе Основание”, “Кризис Основания”, “Основание и Земля”. Многие произведения А. написаны в жанрах научного, реалистического и фантастического детектива. И научная фантастика, и детектив, как писал А. Вулис, "... являют собой модификацию психологической прозы, занимающуюся предметным, вещным, последовательно-дидактическим, рассредоточенным во времени, расписанным показом душевных процессов ...". Причем, это не последовательный показ, а выявление пиковых моментов эмоциональных и рациональных состояний. "... Это не изображение психологии, а ее анализ ...". И следовательно, определяющее значение в данном случае имеет не изобразительная сила, а аналитическая логика наблюдателя. При этом А. Балабуха полагал, что "... Вещность, предметность психологического анализа в научной фантастике и детективе сродни (а во многом и под влиянием) позитивистским направлениям в психологии, рассматривающим внутреннюю суть индивида, все тонкие движения человеческой души через их раскрытие в действии, проявления во внешних формах ...". Научно-популярные работы А. (чрезвычайно широкого спектра: от естественно-научных толкований Библии до проблем нейтринной физики), по оценке братьев Стругацких, "... не уступают по блеску его научно-фантастическим произведениям ...". Закоренелый домосед, А. писал о себе: “... Обстоятельно поразмыслив, я решил сидеть дома. Я путешествую по разным небесным телам, не отходя от письменного стола ... Пишущая машинка расплывается в тумане и превращается в путь космического корабля ... И мое сердце, в котором нет ни на грош любви к приключениям, тревожно сжимается при этом ...”. Через все свое творчество А. нес убеждение в том, что “... проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества ...”. По оценке братьев Стругацких, “... его научно-популярные работы не уступают по блеску его научно-фантастическим произведениям ...”.

С.В.Силков

Hosted by uCoz