ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛАРУСИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СИЛКОВ С.В.


Введение

В основе развития теорий информационного общества и информационной экономики лежит необходимость анализа и обобщения тех мощнейших социально-политических и экономических трансформаций, которые порождены всемирным распространением информационных технологий (ИТ). Базисом основных теорий информационного общества является то, что:

- наличие субституции (эквивалентности) в экономическом плане информационных ресурсов (ИР) с энергетическими, трудовыми, материальными и другими ресурсами имеет глобальные социокультурные и политические последствия - самовозрастание интеллектуального капитала в целом существенно понижает значимость и темпы роста капитала физического;

- кооперативное пользование ИР развивает такие социально-экономические отношения, в которых высший приоритет имеет право пользования, а не традиционное право собственности: уникальная интеллектуальная собственность создается личностью путем интерпретирования полученных данных, отфильтровывания информации, генерации комплексированных знанийных оболочек Кроме того, в явном, как правило, специализированном, реже профессиональном и в специфическом виде в некоторых случаях - практическом знании появляется возможность выделять «предметное» знание, направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов), и метазнание (знание о знании и возможностях работы со знанием);

- интеграция ИР разнообразных сфер жизнедеятельности обществ обеспечивается созданием необходимых условий по обеспечению своевременности, достоверности и полноты представления информации всем субъектам управления, хозяйствования и граждан; а также по взаимодействию с ИР других государств и международных организаций.

Глобальный процесс информатизации, который оказывает влияние на все стороны жизни общества, вызвал генерацию парадигм «информационное общество», «информационная экономика», «документационные системы управления», «документационно-информационные оболочки», «информационные пульсары», «управление знаниями» [01]. Применение современных ИТ позволило начать перевод накопленной человечеством информации в электронную форму и создание новых видов ИР в электронном виде, без использования которых немыслимо становление современного информационного общества. После перевода в электронную форму и интеграции в единую систему ИР приобретают качественно иной статус, обеспечивающий более эффективную организацию, производство, распространение, хранение и использование информации.

1. Информационные ресурсы Респ. Беларусь

Основной целью реализации концепции информационной модели государственного управления Респ. Беларусь (далее – РБ) является формирование единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для эффективного функционирования национальной экономики и государственного управления.

В результате культурной, научной и производственной деятельности организаций, учреждений и предприятий РБ, а также при документировании управленческих функций органов государственной власти и управления образуются электронные ИР.

Согласно положений одного из системообразующих нормативных правовых актов информационного законодательства РБ - Закона РБ от 6 сен 1995 г. «Об информатизации» [02] (далее - Закона об информатизации), а также Закона РБ «О Национальном архивном фонде и архивах в РБ» [03], под ИР понимается любая организованная совокупность документированной информации, находящаяся в активном использовании и постоянном изменении: банки данных (включая государственные кадастры, регистры, реестры); БД учетно-статистического характера; научные и образовательные БД; БД нормативно-справочной и библиографической информации); InterNet-публикации (информационные серверы и отдельные web-сайты органов государственной власти и управления; образовательные и научные web-сайты; web-сайты средств массовой информации); другие массивы информации в информационных системах.

Кроме ИР, существуют также объекты, отношения по поводу которых законодателем урегулированы при помощи права. Это: «документированная информация (документ)»; «массив документов»; «информационные технологии»; «информационные системы и сети».

Согласно ст. 1 Закона об информатизации, документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документированная информация может выступать в формах отдельного документа или массива документов (документального фонда, архива, базы данных (БД) и базы знаний (БЗ), других форм организации информации) (согласно ст. 10 Закона).

Документированная информация в форме массива документов (зафиксированного на машинном носителе), является информационным ресурсом как организованной совокупностью документированной информации, включающей БД и БЗ, др. массивы информации в информационных системах. Информационная система - это совокупность информационных ресурсов; информационных технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме (ст. 1 Закона об информатизации).

Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь (далее СМ РБ) от 28 авг 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов» [04] введено понятие «информационный массив»: государственной регистрации подлежат информационные ресурсы как общего пользования, так и специализированные, любой тематической направленности, назначения и структуры, представленные в форме БД, БЗ, банков данных, а также в иной форме, дающей возможность их обработки с помощью электронно-вычислительной техники (информационные массивы).

Согласно Закона об информатизации, понятие ИР является более общим, чем инфомассивы: ИР включает в себя любые массивы документированной информации, организованные на машинных носителях.

А.Б. Антопольский (Россия) считает, что так как ИР представляет собой понятие собирательное, не применимое к обозначению выделенных единичных объектов, которые участвуют в обороте и подлежат регистрации, то термин «информационные ресурсы» является некорректным и не ИР, а именно инфомассивы, должны быть предметом учета и анализа. Инфомассив обладает следующими признаками, выделяющими его среди других видов ИР [05, С. 13-21]: 1) создается в результате целенаправленного сбора, систематизации или упорядочения информации; 2) представляет собой совокупность некоторых элементарных информационных единиц (например, документов, строк или записей), к каждой из которых возможен индивидуальный доступ; 3) обладает функциональной и (часто) тематической и видовой однородностью; 4) практически идентифицируется как самостоятельный объект; 5) допускает количественное измерение.

Правовой режим объектов информационного права раскрывается также в нормативных актах гражданского права, помимо правовых актов публичного плана.

Основными субъектами правоотношений в области ИР, как объектов интеллектуальной собственности, являются:

- «автор (соавтор) ИР» – лицо (лица), творческим трудом которого (которых) создан ИР как результат интеллектуальной деятельности;

- «правообладатель ИР» (обладатель исключительных прав на ИР) – государство как субъект правоотношений в области ИР, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение и пользование ИР в соответствии с законодательством Беларуси;

- «пользователь (потребитель) ИР» – юридическое или физическое лицо, обращающееся к разработчику ИР для получения ИР или его фрагментов;

- «разработчик ИР» – юридическое или физическое лицо, уполномоченное автором (соавторами) или правообладателем обеспечивать совокупность действий, связанных с созданием ИР, его поддержанием в актуальном состоянии, хранением, распространением и представлением пользователю (потребителю) ИР.

Правообладатель ИР одновременно может являться его автором (соавторами), а также разработчиком.

Первоначально, в Законе РБ от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» [06], в ст. 3, БД определялась как объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и систематизированы с помощью ЭВМ. В новой же редакции Закона РБ от 11 августа 1998 г. «Об авторском праве и смежных правах» [07], в ст. 4, БД определяется как компиляция материалов, данных, информации по подбору и расположению материалов, представляющая результат творческого труда. «… Если изъять из данного определения критерий авторско-правовой охраны БД - творческий характер подбора и расположения материалов - мы получим максимально общую дефиницию, обозначающую любой массив информации вне зависимости от формы его представления, формы и формата носителя и т.д. …» [08].

БД в терминологии действующего Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» фактически аналогична массиву документов в терминологии Закона об информатизации.

Термин «база данных» определен в Директиве ЕС о правовой охране БД [09]: «Подборка произведений, данных или другой информации, системно или методически скомпонованных, к которой может быть осуществлен индивидуальный доступ с помощью электронных или иных средств». К таким объектам А.Б. Антопольский относит собственно БД, web-сайты, регистры, каталоги, реестры, кадастры, библиотечные архивные фонды, электронные издания, электронные музеи, электронные карты и др. [05, С. 13-21].

В Законе РБ от 22 мар 1995 г. «О библиотечном деле в РБ» в редакции Закона PБ от 11 ноя 2002 г. [10] (далее - Закон о библиотечном деле), в ст. 3, документ определен как носитель информации, в том числе электронный, на котором информация содержится в виде текста, звукозаписи или изображения и который предназначен для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. В Законе о библиотечном деле понятие «документ» раскрывается не через категорию содержания, как в Законе об информатизации, а через категорию формы объективации (носитель информации машинный, т.е. материальный).

В Законе РБ от 10 янв 2000 г. «Об электронном документе» [11] и государственном стандарте РБ СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения» даны определения электронного документа (ЭД), которые существенно ýже выводимого из определений документа в Законе об информатизации и Законе о библиотечном деле: требование обязательного наличия ЭЦП, связанное с правовым регулированием организационно-распорядительной документации.


2. Классификация ИР Беларуси

Классификация - как система соподчиненности объектов - осуществляется на основе учета признаков объектов и их взаимосвязей. Классификация ИР, образующихся в деятельности организаций Беларуси, предназначена для выявления характерных отличий и определенных свойств ИР, образующихся в процессе деятельности организаций.

Классификация ИР и ЭД по группам:

1) электронные версии типовых документов на бумажных носителях;

2) БД подразделений нормативно-правового, кадрового и т.п. обеспечения деятельности организаций;

3) БД документационного обеспечения управления, содержащие информацию, отраженную в бумажных документах, не являющихся документами постоянного хранения;

4) БД, основанные на нормативных и организационно-распорядительных ведомственных актах, которые заведомо подлежат приему на постоянное хранение на бумажном носителе;

5) БД, аккумулирующие информацию различных видов документации на бумажном носителе (мобилизация информации из разных источников в рамках одной БД);

6) БД, содержащие ценную информацию, не повторяющуюся в документах на бумажном носителе.

Классификация ЭД по видам ИТ:

A) Автоматизированные системы (АС). К данной группе относятся ЭД, циркулирующие в АС следующих видов: 1) автоматизированных системах управления (АСУ): автоматизированных системах управления предприятием (АСУП), автоматизированных системах документационного обеспечения управления (АСДОУ). автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУТП), интегрированных АСУ (ИАСУ), автоматизированных системах обработки данных (информации) (АСОД, АСОИ) и др.; 2) автоматизированных обучающих системах (АОС); 3) системах автоматизированного проектирования (САПР); и др.

B) Банки данных, БД, системы управления БД. К данной группе относятся ЭД, циркулирующие в: банках данных; БД; системах управления БД.

C) Информационные системы. К данной группе относятся ЭД, циркулирующие в системах следующих видов: 1) информационно-вычислительных системах (ИВС); 2) информационно-поисковых системах (ИПС); 3) информационно-справочных системах (ИСС); 4) информационно-управляющих системах (ИУС); 5) информационных сетях (ИС); 6) информационно-измерительных системах (в т.ч. телеметрических системах); 7) информационных сетях телекоммуникаций.

Классификация постоянно обновляемых ИР по видам ИТ: 1) БД, банки данных (государственные кадастры; государственные регистры; государственные реестры; БД учетно-статистического характера; научно-исследовательские БД; БД нормативной, справочной и библиографической информации); 2) Интернет-публикации (правительственные Интернет-сайты; Интернет-сайты органов государственной власти и управления; образовательные и научные Интернет-сайты; Интернет-сайты СМИ).

Классификация ИР по срокам хранения:

1) Постоянно обновляемые ИР постоянного срока хранения, подлежащие передаче на государственное хранение: a) официальные БД и банки данных (государственные кадастры, государственные регистры, государственные реестры, государственные информационные системы); b) научно-исследовательские БД; c) Интернет-публикации органов государственной власти и управления; d) отдельные Интернет-сайты НИИ, ВУЗ, СМИ; и др.;

2) Постоянно обновляемые ИР постоянного срока хранения, не подлежащие передаче на государственное хранение: a) официальные БД и банки данных организаций, заключивших с учреждением Государственной архивной службы РБ договор на продление сроков хранения документов; b) БД нормативной, справочно-методической и библиографической информации; c) Интернет-публикации, не подлежащие передаче на государственное хранение, но имеющие постоянную ценность для организации;

3) Постоянно обновляемые ИР временного срока хранения (информационные БД прикладного и вспомогательного характера, которые хранятся в организации до минования надобности и которые могут уничтожаться по решению экспертной комиссии организации).

Классификация ИР по виду: электронные библиотеки, электронные книги, электронные журналы, фотографии в электронном виде, отчеты в электронном виде, дневники в электронном виде и т.д.

Классификация ИР по тематике: экономические, правовые, общественно-политические, научно-исследовательские, технические и т.д.

Классификация ИР по форме собственности: государственные, частные.

Классификация ИР по доступности: особой важности, совершенно секретные, секретные, для служебного использования, открытые.

Классификация ИР по форме представления: текстовые, изобразительные, звуковые.

Отдельную группу ИР в Беларуси составляют web-сайты различных организаций. Они в настоящее время вызывают все более возрастающий интерес.

Web-сайты органов государственной власти и управления РБ прежде всего ориентированы на решение актуальных задач экономического, социально-политического, культурного, информационного развития белорусского общества и призваны обеспечивать:

1) реализацию законных прав гражданина на доступ к информации о деятельности любого органа государственной власти и управления;

2) оперативное доведение до населения достоверной информации о деятельности и решениях властных структур, а также иной информации, которой они обладают;

3) постепенную интеграцию ИР органов государственной власти и управления в целях укрепления единства и безопасности общенационального информационного пространства.

Система web-сайтов органов государственной власти и управления РБ строится на следующих основных принципах:

1) доступности, достоверности, полноты и своевременности предоставления информации;

2) обеспечения прав физических и юридических лиц в информационной сфере, включая защиту информации персонального характера;

3) обеспечения информационной безопасности общества и государства.

К web-сайтам органов государственной власти и управления относится информационный Правительственный сайт. Постановлением СМ РБ от 07 июля 2005 г. № 764 «Об информационном правительственном сайте» [12] установлено, что информационный Правительственный сайт является государственным информационным ресурсом круглосуточного функционирования в глобальной компьютерной сети Интернет, содержащим сведения, предназначенные для информирования ее пользователей в РБ и за рубежом о деятельности СМ РБ. Это Постановление принято в целях повышения качества и оперативности информации о деятельности СМ РБ,

К web-сайтам органов государственной власти и управления относятся также web-сайты республиканских органов государственной власти и управления и подчиненных им ведомств, web-сайты областных, районных и местных исполнительных комитетов и их структур.

В РБ создание архивных копий постоянно обновляемых ИР для передачи в архив ЭД является обязательным. Поскольку ИР не является ЭД в «узком смысле слова», то при его отборе на государственное хранение создается архивная копия на фиксированный момент времени. Эта архивная копия должна оформляться и удостоверяться в соответствии с общими требованиями как отдельный ЭД, который является точной копией ИР на данный момент времени или формируется по содержанию ИР в формате архивного хранения [13]. Но сегодня снятые с Internet версии сайтов (а некоторые из них актуализируются ежедневно) фактически не сохраняются, что, кроме всего прочего, не дает возможности детально проследить эволюцию Internet в РБ.

3. Нормативное правовое регулирование ИР Беларуси

В соответствии с Постановлением СМ РБ от 28 августа 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов» [14] и Постановлением СМ РБ от 23 января 2004 г. № 69 «О внесении изменений и дополнений в Постановление СМ РБ от 28 августа 2000 г. № 1344» [15] в РБ осуществляется государственная регистрация ИР. Научно-методическое руководство работами по регистрации ИР осуществляется Национальной Академией наук Беларуси (НАНБ) как органом государственного управления РБ в сфере научно-технической информации.

Постановлением СМ РБ от 29 мая 2001 г. № 784 «О перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение» [16] утвержден «Перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение». Этот фундаментальный перечень постоянно обновляется и составляет на данный момент более 120 ресурсов. Структурно, перечень содержит разделы: 1. Общество; 2. Природные ресурсы, охрана окружающей среды, гидрометеорология, картография и геодезия; 3. Имущество и недвижимость; 4. Промышленная сфера; 5. Агропромышленный комплекс; 6. Строительство, архитектура; 7. Транспорт и связь; 8. Внешнеэкономическая деятельность; 9. Предпринимательство; 10. Экономика, финансы и кредиты; 11. Наука, научно-техническая и инновационная деятельность; 12. Нормативно-техническое и нормативно-правовое обеспечение.

Постановлением СМ РБ от 12 апр 1999 г. № 494 утверждено Положение «О порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров и иных информационных систем». Положение определяет общий порядок обмена документированной информацией и данными между государственными кадастрами, регистрами и иными информационными системами. Положение распространяется на юридические лица, осуществляющие ведение государственных кадастров, регистров и иных информационных систем, связанных с созданием информационной продукции и включенных в перечень государственных кадастров, регистров и иных информационных систем, участвующих в информационном взаимодействии. Объектами информационного взаимодействия являются документированная информация, данные или информационная продукция.

Внедрение комплексных информационно-аналитических систем сдерживается пока отсутствием единых ИР, фактической невозможностью организации оперативного доступа к БД на ведомственном и межведомственном уровне, отсутствием общих стандартов внедрения приложений для аналитики.

НАНБ определены типы ИР, допускаемых в Беларуси к государственной регистрации [17]:

1) БД на web-сайтах и (или) электронных носителях, в том числе: a) библиографическая БД (БД, содержащая лишь ссылки на источники информации (книги, статьи, доклады, нормативные акты, БД и т.д.); b) реферативная БД (библиографическая БД, включающая дополнительно аннотацию или реферат каждого документа); c) фактографическая БД (БД, содержащая информацию, относящуюся непосредственно к предметной области); d) лексикографическая БД (БД, записи в которой содержат данные об одной лексической единице и соответствуют статье словаря); e) текстовая БД (БД, записи которой содержат, главным образом, текст на естественном языке); f) полнотекстовая БД (текстовая БД, содержащая полные тексты документов); g) гипертекстовая БД (текстовая БД, записи которой содержат связи с другими записями, позволяющими компоновать ансамбли записей на основе их логической связности);

2) электронное издание – содержащее отдельное произведение сетевое или на носителях (научная статья, учебное пособие, художественное произведение, произведение искусства и т.д.);

3) коллекция электронных изданий (содержащее коллекции произведений с информационно-поисковыми системами (ИПС) - сетевая или на носителях, а также сетевые электронные издания (журналы), имеющие печатные аналоги;

4) коллекция электронных документов (электронная библиотека, электронный музей, галерея и др.);

5) хранилище данных – предметно-ориентированное, интегрированное, поддерживающее хронологию неизменяемое собрание данных, ориентированное на процессы принятия управленческих решений;

6) специальный массив научных данных (эталонная модель объектов, массив экспериментальных данных, и др.);

7) БЗ, диагностическая, экспертная система;

8) конструкторско-технологическая документация (прежде всего, создаваемая в рамках CALS-технологий);

9) геоинформационная система и электронные карты (массивы геоданных);

10) web-сайты организаций (предприятий), содержащие общие сведения об ИР, в том числе о выпускаемых изданиях, БД, массивах конструкторских документов и т.п.;

Кроме того, в содержательном плане ИР можно разбить на:

1) мультимедийные системы: a) компьютерные игры, b) изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.); c) видео (кино- и видеофильмы, клипы и т.п.); d) аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.); e) презентации организаций, информационных и др. систем, ролики и т.п.;

2) обучающие системы (системы типа электронных экзаменаторов в ГАИ по правилам дорожного движения, другие обучающие и тестирующие системы);

3) ИПС и справочные системы - тематические справочные системы с встроенным информационно-поисковым аппаратом, предназначенные для поиска необходимой информации в рамках тематики, в т.ч.: a) научно-технические ИПС – охватывающие различные области знаний; b) консультационные ИПС – обеспечивающие юридическими и другими сведениями по различным жизненным вопросам, c) бытовые ИПС – телефонные справочники, кулинарные книги, городские справочные системы (улицы, транспорт), транспортные расписания железной дороги, авиалиний, автобусов,

Рубрикация ИР - указание предметной области, к которой относится ИР - производится в соответствии с Государственным рубрикатором научно-технической информации России [18].

4. Информационные ресурсы Библиотек Беларуси

Потребности всех обществ в информации сейчас трансформировались: высокоприоритетным в информационном обеспечении научных и образовательных отраслей стал доступ к источникам информации в электронной форме. Создание принципиально новых видов ИР - электронных библиотек - представляет собой качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения информации.

Радикальные социально-политические и экономические преобразования изменили статус библиотек в обществах, резко расширили и усложнили их функции. Библиотеки являются основными компонентами информационной инфраструктуры нового типа: как устойчивые социальные институты, единственно они способны социализовать электронное информационное пространство.

Республиканские библиотеки Беларуси разрабатывают следующие ИР, имеющие государственное значение [19]:

1) Национальная библиотека Беларуси: БД «Архивисты»; БД «Картоведение»; БД «Подляшье»; БД «Авторефераты диссертаций и диссертации»; БД «Геральдика»; БД «Документы международных организаций»; БД «Изодокументы»; БД «Карты»; БД «Книги»; БД «Книги Беларуси»; БД «Книговедение»; БД «Культура и искусство Беларуси»; БД «Неопубликованные документы по культуре и искусству»; БД «Ноты»; БД «Периодические издания»; БД «Радзiвiллiана»; БД «Редкая книга»; БД »Ретроспективный сводный каталог иностранных периодических и продолжающихся изданий»; БД «Статьи»; БД «Электронные ресурсы»; БД «Аудио-видео документы»; БД «Беларусь в падзеях i асобах»; БД «Белорусский национальный документ (ретроспекция)»; БД «Гiсторыя Беларусi»; Библиографическая БД «Чернобыль»; Электронное издание «Беларускi каляндар» и др.

2) Президентская библиотека РБ: БД «Вопросы местного управления и самоуправления»; БД «Государство и право»; БД «Парламентская деятельность: теория и практика»; БД «Экономика Респ. Беларусь»; БД «Электронная картотека статей»; БД «Электронный каталог книг»; БД «Электронный каталог сериальных изданий»; БД авторефератов; БД изданий миниатюрного и малого формата; Web-сайт Президентской библиотеки РБ.

3) Центральная научная библиотека имени Я. Коласа НАНБ: БД «Электронный каталог документов»; Беларускае мовазнаўства; Биобиблиография ученых НАНБ; Биографистика НАНБ: краткие биографические сведения об ученых НАНБ; Биография академиков и членов-корреспондентов НАНБ; Издания НАНБ; Информационный Web-сайт Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАНБ; Материалы симпозиумов, съездов, конференций, совещаний с участием ученых НАНБ; Навука Беларусi ў асобах; Наука и научно-исследовательская работа в Беларуси; Научные съезды, конференции, совещания в Беларуси; Нацыянальная акадэмiя навук Беларусi; Обзоры по электронной технике; Природа Беларуси; Словари и справочники отдела справочно-информационной работы; Экология и охрана окружающей среды Беларуси.

4) Республиканская научная медицинская библиотека: Библиографическая БД «Национальная библиография по медицине и смежным отраслям»; Библиографическая БД по медицине и смежным отраслям «Электронный каталог новых поступлений»; Библиографическая БД «Сводный каталог иностранных периодических изданий по медицине и смежным областям»; InterNet-версия рецензируемого научно-практического ежегодника «Достижения медицинской науки Беларуси»; InterNet-каталог «Здравоохранение Беларуси. Учреждения, услуги и товары. Кто есть кто»; Реферативная БД мировой литературы по онкологии «ONCOLIT»; Реферативная БД официальных документов МЗ РБ «Современные методы диагностики, лечения, профилактики заболеваний»; Электронное справочное руководство «Медицинские ресурсы InterNet» и др.

5) Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ): Web-сайт РНТБ; БД «Нормы РНТБ»; БД «Пользователи методическими услугами РНТБ»; БД РНТБ «Материалы международных выставок»; БД «Устойчивое развитие»; БД «Базы данных патентной документации на CD-ROM»; БД «Библиотечное дело и научно-техническая информация»; БД «Внедренные изобретения в РБ»; Сводный электронный каталог «Периодические издания РНТБ»; Электронный каталог «Книги РНТБ» и др.

6) Белорусский государственный университет: «Электронная библиотека Белорусского государственного университета» и др.

5. О Едином Государственном ИР Беларуси

В рамках Государственной Программы информатизации РБ на 2003-05 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь» [20] большое внимание уделяется формированию единого национального ИР, охватывающего социально-политическую, научно-техническую, финансово-экономическую и производственную сферы общественной деятельности.

Через единый национальный портал любой гражданин, предприниматель и государственный служащий смогут оперативно взаимодействовать как с государством, так и между собой. Этот ИР призван фундировать общегосударственную информационную систему и обеспечивать релевантной информацией органы государственной власти и управления, научные и образовательные организации, финансово-промышленные, социальные и др. структуры.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что:

• Представленная классификация ИР, которыми располагает Беларусь, не может пока претендовать на исчерпывающую полноту. Работы в этом направлении необходимо интенсифицировать с целью скорейшего достижения более адекватной картины состояния ИР.

• До начала работ по созданию любого ИР необходимо иметь формализованные базовые разработки предметной области. Например, в архивном деле – классификатор документной информации и стандарт архивного описания должны быть базовыми ИР для одинаковой терминологии, классификации и т.д.; необходимо иметь такие базовые ИР как словари предметной области (например, гармонизированный «Словарь архивной терминологии»)

• Для построения автоматизированных систем в различных отраслях необходим фундаментальный унифицированный ИР – общедоступный перечень организаций-источников комплектования библиотек, архивов, музеев и т.д.

• Анализ современного состояния и основных направлений использования национальных ИР в деятельности органов государственной власти и управления РБ позволяет сделать вывод о том, что сейчас, в основном, они представлены в виде мощных БД с поисковым аппаратом к ним. Поэтому одним из необходимых направлений работы по созданию национального ИР и единого информационного пространства Беларуси – как интегрированной совокупности ИР, информационных систем и коммуникационной среды – должен стать процесс унификации описания ИР, обеспечение информационного взаимодействия между автоматизированными системами различного уровня и назначения.

• Отсутствие единых технических нормативных правовых актов (национальных стандартов и других руководящих документов РБ) ведет к тому, что создание государственных ИР и организация доступа к ним в органах государственной власти и управления на уровне межведомственного взаимодействия для обеспечения приоритетных информационных потребностей субъектов управления, оказания информационных услуг субъектам управления, хозяйствования и гражданам (принцип «одного окна» и др.) носит пока еще нескоординированный характер. В этом существенную роль играет отсутствие центров координационного управления общенациональными ИР.



01. Силков С.В. Knowledge management как современный этап развития документационного обеспечения управления // «Проблемы правовой информатизации», НЦПИ при Президенте Респ. Беларусь. № 2, 2006 г. – С. 20-24

02. Закон Респ. Беларусь от 6 сен 1995 г. «Об информатизации». Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1995. - № 33. - Ст. 428

03. Закон Респ. Беларусь «О Национальном архивном фонде и архивах в Респ. Беларусь».

04. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 авг 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов».

05. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: научно- методическое пособие. - М.: Либерея, 2004.

06. Закон Респ. Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах». Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1996. - № 20. - Ст. 366

07. Закон Респ. Беларусь от 11 августа 1998 г. «Об авторском праве и смежных правах». Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 1998. № 31-32. - Ст. 472

08. Ляхова О.А. О проблеме правовых дефиниций в информационном законодательстве // «Проблемы правовой информатизации», 2006. № 1. - с. 88-90

09. Директива Европейского Союза 96/6 от 11.03.1996 «О правовой охране БД»

10. Закон Респ. Беларусь от 22 мар 1995 г. «О библиотечном деле в Республике Беларусь» в редакции Закона PБ от 11 ноя 2002 г.

11. Закон Респ. Беларусь от 10 янв 2000 г. «Об электронном документе».

12. Постановление СМ РБ от 07 июля 2005 г. № 764 «Об информационном правительственном сайте».

13. Силков С.В. Правовое регулирование электронного документооборота и электронных архивов в Республике Беларусь // «Проблемы правовой информатизации», НЦПИ при Президенте Респ. Беларусь. № 1, 2006 г. - С. 83-88

14. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов».

15. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23 января 2004 г. № 69 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344».

16. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 «О перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение».

17. Постановление НАНБ от 22 апреля 2004 г. № 1 «Об утверждении нормативных документов по регистрации информационных ресурсов».

18. Государственный рубрикатор научно-технической информации / 5-е изд. – М.: ВИНИТИ, 2001. – 391 с.

19. Информационные ресурсы Беларуси: каталог. Выпуск 4 / под общ. ред. М.М. Маханька, О.И. Галиновского. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. - 256 с.

20. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 27 дек 2002 г. № 1819 «О Государственной программе информатизации Респ. Беларусь на 2003-05 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь».



Силков С.В. Информационные ресурсы Беларуси, их классификация и нормативное правовое регулирование // «Бiблiотечний вiсник», Национальная академия наук Украины, Национальная библиотека Украины им В.И. Вернадского, - Киев. 2007. № 5, - с. 21-28

Hosted by uCoz