ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.В.Силков,

член Гильдии управляющих документацией (Россия)

Анализируются основные правовые аспекты формирования электронного правительства (ЭП) в Республике Беларусь и России. Проанализированы и базовые подходы к формированию ЭП в мире. Автор под ЭП предлагает понимать парадигму современного госуправления, которая возникла на этапе перехода постиндустриальных стран к информационному обществу и основана на: 1) социоориентированном подходе госструктур на всех уровнях к собственной высокоэффективной ответственной деятельности, направленной на радикальную социальную трансформацию общества; 2) особой роли информационно-коммуникационных технологий и глобальной сети Интернет в фундировании открытой коммуникационной платформы для сетевого взаимодействия структур гражданского общества, хозяйствования и государства в рамках унифицированной нормативной правовой базы. Очерчен круг проблем формирования ЭП в Беларуси, которые потребуют дальнейшего анализа и скорейшего разрешения.


Введение

Стремление обществ видеть деятельность органов и организаций государственной власти и управления всех уровней более прозрачной и эффективной отражает популярность программ формирования электронных правительств (ЭП) в ряде стран на этапе их перехода к информационному обществу. Глобальными целями формирования ЭП являются кардинальное улучшение ситуации: 1) с доверием гражданина к государству, 2) с качеством принимаемых госорганами решений, 3) с рационализацией издержек на содержание госорганов.

Теоретическим основанием концепций ЭП является спектр теорий информационного общества, выдвинутых в конце ХХ в. для обоснования фундирующего значения информации для современного общества. Их характерной особенностью является примат технологических трансформаций в сравнении с последующими социокультурными и экономико-политическими сдвигами (технологический детерминизм). Собственно правовые аспекты формирования ЭП в теоретических работах в должной степени не проработаны, несмотря на то, что понятие ЭП было введено в научный дискурс ведущими исследователями специализированных организаций ООН, Всемирного Банка и др., связанных с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работу госорганов. Уровень же развития законодательства в информационной сфере является одним из «индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию» [1].

Актуальность тематики формирования ЭП на постсоветском пространстве в настоящее время определяется, в том числе, необходимостью изменений и установления благоприятной законодательной и институциональной базы для проведения соответствующих реформ.

Среди публикаций по основным проблемам ЭП, информационного и административного права, правовой информатики особый интерес представляют работы Бачило И.Л., Князева С.Н., Гринберга А.С., Мелюхина И.С., Копылова В.А., Кристального Б.В., Дрожжинова В.И., Ирхина Ю.В. и др.

1. Концептуальные основы формирования ЭП

На сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению понятия «электронное правительство». ЭП часто трактуется как как система госуправления, ориентированная на максимальное использование в госорганах ИКТ, фундаментальная роль которых как катализатора организационных преобразований и изменений в госуправлении давно общепризнанна. В ходу такие определения ЭП, как «трансформированные для правительства идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя ИКТ», «федеральная система обмена информацией и услуг посредством Интернет и объединенных в одно целое внутренних компьютерных систем правительственных ведомств» [2], «специализированная комплексная структура взаимодействия исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернет» [3], и т.д.

В большинстве определений ЭП наблюдается смещение в сторону технологических аспектов его внедрения: ЭП представляется в виде структуры для обеспечения информационной открытости и прозрачности существующих отношений в госуправлении, а не как идея трансформации самих принципов организации управления государством. Терминологическая трактовка ЭП зависит от уровня внедрения ИКТ в обществе, которым оно генерируется. Это связано с разным пониманием функций ЭП на разных этапах его становления: например, в странах, где ЭП – в начале формирования, это понятие часто сужают до совершенствования госуправления при помощи ИКТ, что должно повысить его эффективность.

Однако ЭП – это основное инструментальное средство виртуализации ин­ститутов демократической политической системы (э-демократия) и совершенствования механизмов госуправления (э-администрация). Каждый из этих двух компонентов отличается правовыми, структурно-процессными и др. характеристиками; в зависимости от условий в разных странах там устанавливается различный уровень развития и соотношений этих компонентов.

В мировой практике э-демократия означает использование ИКТ, как нового канала интерактивного взаимодействия, с целью организации принципов прямой демократии в виртуальном пространстве. Князев С.Н., Ильин М.В. и др. развивают э-демократию как «любую демокра­тическую политическую систему, в которой ком­пьютеры, а также аналогичные им устройства, соединенные в телекоммуникационные сети, ис­пользуются для того, чтобы способствовать вы­полнению основных функций демократического процесса: свободному доступу к общественно значимой информации, свободе слова, участию в управлении делами общества (путем как свобод­ного обсуждения, так и участия в выборах, рефе­рендумах и иных формах волеизъявления граж­дан) и т.д.» [4, с. 7]

«Э-администрация» – это рационализация функционирования государства на основе ИКТ, заключающаяся в рационализации издержек в работе госорганов, повышении скорости обработки приходящих из внешней среды запросов, сокращении времени для принятия решений. «Инициатором данного направления в основном выступают сами госструктуры под влиянием общественного мнения и потребностей» [5].

Поэтому под электронным правительством автор предлагает понимать парадигму современного госуправления, которая возникла на этапе перехода постиндустриальных стран к информационному обществу и основана на: 1) социоориентированном подходе государственных структур на всех уровнях к собственной высокоэффективной ответственной деятельности, направленной на радикальную социальную трансформацию общества; 2) особой роли ИКТ и глобальной сети Интернет в фундировании открытой коммуникационной платформы для сетевого взаимодействия структур гражданского общества, хозяйствования и государства в рамках унифицированной нормативной правовой базы.

Принятие данного определения позволит более полно учитывать тот факт, что проблемы формирования ЭП являются в гораздо меньшей степени техническими, нежели правовыми и политическими. Обеспечение готовности государства и общества к тотальному применению ИКТ потребует эффективной нормативной правовой базы, готовности общественных правоотношений страны к формированию ЭП, оказанию государством услуг в электронном виде. При успешной реализации концепции ЭП трансформируется сама природа политической власти, а перераспределение ролей между государством и другими секторами экономики может стать моделью новой социальной системы. Признаки этого уже проявляются в странах с развитой инфраструктурой ЭП.

Важнейшие принципы организации ЭП в мире: 1) открытость и ответственность деятельности госорганов; 2) наличие обратной связи при взаимодействии госорганов с обществом; 3) однократность обращения гражданина к правительственному web-порталу для получения всей информации и услуг («одно окно»). В концепции ЭП, реализация обратной связи госорганов с гражданским обществом для корректировки отклонений от планируемых процессов приобретает особое значение в плане э-демократии. Реализованный принцип «одного окна» во взаимоотношениях бизнеса с клиентами, в условиях формирования ЭП распространяется на взаимоотношения государства и гражданина (субъекта хозяйствования). В такой открытой системе «граждане принадлежат только самим себе, государство принадлежит гражданам, бизнес принадлежит гражданам, предпринимателям или государству» [6], а весь документооборот и информационный обмен происходит без участия заявителя.

В своем развитии и внедрении ЭП проходит 5 основных стадий:

1. начальная (возникающее web-присутствие) - выход госорганов в сеть. Каждый госорган имеет web-сайт со статичной и ограниченной информацией;

2. развитие (расширенное web-присутствие) - получение постоянно обновляемой информации через web-сайты госорганов (их публикации, правовые акты, новости, э-адреса и др.), передача вопроса (комментария) по э-почте;

3. интерактивное взаимодействие - интенсификация взаимодействия между госорганами и гражданами. Web-сайты госорганов напрямую позволяют: делать запросы и получать данные; посылать информацию, загружая э-бланки и используя аутентификацию; связываться по э-почте с госслужащими);

4) проведение электронных транзакционных операций - возможность проводить э-платежи за получаемые услуги (связь, коммуналка, налоги  и т.п.) с использованием ЭЦП; получать через сеть документы и осуществлять сделки; получать паспорта, лицензии и др. транзакционные услуги. Web-портал правительства обеспечивает прямой доступ к госорганам и их услугам;

5. полностью интегрированное web-присутствие - осуществление всеми госорганами всех э-функций и э-услуг, а также получением любым желающим любой публичной услуги через web-портал правительства.

При формировании ЭП могут применяться следующие подходы:

1) программы ЭП формируются на уровне местных госорганов при незначительном влиянии на политику центральных госорганов в данной области;

2) местные самоуправления выступают с программами формирования ЭП, которые затем принимаются центром в качестве национальной политики;

3) госорганы разных уровней реализуют самостоятельные инициативы по формированию компонентов ЭП при необходимой стратегической поддержке и координации со стороны центральных госорганов;

4) программы ЭП формируются на общенациональном уровне центральными госорганами.

Внутри всех стран, между регионами и на глобальном уровне всегда возникают информационные диспропорции («цифровое неравенство»): препятствия в обеспечении равного доступа граждан к средствам обработки, выборки и передачи информации по телекоммуникационным сетям, в развитии потенциала граждан, в дистанционном обучения посредством Интернет для любых населенных пунктов, и т.д. Эти диспропорции затрагивают в первую очередь правовые и политические аспекты развития обществ, а не только экономические. Без их нивелирования любые подходы к формированию ЭП просто теряют смысл.

Одним из главных критериев объективного оценочного контроля показателей формирования ЭП является открытость web-сайтов госорганов и местного самоуправления, под которой понимается постоянная готовность власти к диалогу с обществом, т.е. наличие общедоступных web-сайтов госорганов и единого web-портала правительства, обеспечивающих открытый равноправный доступ населения (бизнеса) ко всем публичным услугам госорганов и местного самоуправления. Эти web-сайты обязательно должны содержать: контактную информацию (э-адреса пресс-служб и руководства, др.); официальную информацию (структура, правовая база, текущая законотворческая и нормативная деятельность, проекты, законодательные инициативы); регулярные новости; э-приемную; механизм запроса информации через web-сайт без э-почты; финансовые сервисы; форум общественных суждений о деятельности госоргана.

В мировом рейтинге формирования ЭП из отчета «Global E-Government, 2006» Taubman Center [7], в 1-ю тройку из 198 стран вошли в 2006 г. Ю.Корея, Тайвань, Сингапур. Постсоветские страны: Азербайджан - 17-е, Украина - 21-е, Эстония - 26-е, Казахстан - 28-е, Россия - 43-е, Грузия - 47-е, Латвия - 56-е, Беларусь - 64-е, Литва - 83-е, Таджикистан - 89-е, Узбекистан - 104-е, Армения - 121-е, Молдова - 133-е, Туркмения - 140-е, Киргизия - 159-е место.

2. Формирование электронного правительства в Республике Беларусь

Формирование ЭП в нашей стране стало приоритетной задачей в ближайшей перспективе. Государство, как организационно-правовой институт, большое значение придает нормативному закреплению использования ИКТ, в том числе и в работе госорганов.

Целью госполитики в сфере информатизации является «создание органами государственной власти необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства» [8].

Действующий Закон Респ. Беларусь «Об информатизации» [9] регулирует правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов (ИР); создания ИКТ, инфосистем и инфосетей; определяет порядок защиты ИР, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессах информатизации. В декабре 2007 г. был принят в чтении проект Закона Респ. Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон Об информации), который предназначен регулировать общественные отношения, возникающие при: 1) реализации права на осуществление поиска, передачу, получение, хранение, обработку, использование, распространение и (или) предоставление информации, в том числе ИР; 2) создании и использовании ИКТ, инфосистем и инфосетей; 3) оказании информационных услуг; 4) организации и обеспечении защиты информации. Законодатель, определяя процесс информатизации в проекте Закона Об информации как «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания и развития единого информационного пространства Респ. Беларусь как совокупности взаимосвязанных информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, обеспечивающих условия для реализации информационных отношений», направляет развитие информационного законодательства на обеспечение процессов формирования ЭП.

Цель Государственной программы информатизации «Электронная Беларусь» [10] (далее - Госпрограмма) - создание общегосударственной инфосистемы, которая интегрирует нацио­нальный ИР, обеспечи­вая взаимодействие различных инфосис­тем с выходом в международные сети. Госпрограмма направлена на создание нацио­нальной инфосистемы, где будет собираться, обрабатываться, накапливаться, храниться, ис­каться и распространяться информация на базе единых инфраструктуры ИКТ и нацио­нального ИР, на основе которых разрабатываются государственные инфосистемы, реализующие функции ЭП.

В настоящее время реализован 1-й этап Госпрограммы - создание базовых ИР, а также элементов системы ЭП, повышающих эффективность взаимодействия центральных госорганов и обеспечения информационной безопасности страны. Дальнейшее развитие Госпрограммы будет направлено на формирование единого информационного пространства Республики Беларусь.

Реалии национальной информатизации таковы, что формирование ЭП необходимо проводить как создание государственной сетевой информаци­онной инфраструктуры - информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей оптимальное с точки зрения общества функ­ционирование всех ветвей и уровней государ­ственной власти и управления [4, с. 7].

Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» [11], устанавливая правовые основы применения ЭД, определяет основные требования, предъявляемые к ЭД, права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере электронного документооборота (ЭДО), и, тем самым, оказывает существенное влияние на формирование госполитики в области информатизации. И если в преамбуле к Закону Об ЭД отражена его нацеленность на правовые основы применения ЭД, то положения Концепции нового Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (завизированной в январе 2008 г. Президентом Республики Беларусь) направлены на расширение сферы применения действующего Закона в части устранения неполноты регулирования общественных отношений в области ЭД и ЭЦП, и правовых условий применения ЭЦП в ЭД на территории страны.

Проект Закона Об информации определяет официальный web-сайт госоргана как «сайт, содержащий информацию о государственном органе (организации) и созданный по его (ее) решению». Официальные web-сайты госорганов Беларуси составляют один из важнейших компонентов ЭП и призваны обеспечивать: 1) реализацию законных прав гражданина на доступ к информации о деятельности любого госоргана; 2) оперативное доведение достоверной информации о деятельности госорганов, иной информации, которой они обладают; 3) интеграцию ИР госорганов в целях единства и безопасности общенационального информационного пространства. Многие госорганы имеют свои web-сайты, но пока они в большей степени являются набором разных документов, чем инструментом интерактивного взаимодействия гражданина и власти.

Законодательная база Беларуси по регулированию вопросов взаимодействия госорганов с гражданами (организациями) в процессе исполнения ими государственных функций включает в себя такие акты Главы государства, как Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006  № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»; Декрет Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением»; Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2005 № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях»; Указ Президента Республики Беларусь от 16.03.2006 № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов»; Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах при работе с обращениями граждан и юридических лиц»; а также Закон Республики Беларусь от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2005 № 544 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях и о мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан», и др.

Совершенствование отношений между госорганами и субъектами хозяйствования в возможно «за счет внедрения в практику органов государственной власти нормативных описаний административных процессов - административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» [12]. В состав госуслуг в общем случае входят услуги национальной безопасности и обеспечения общественного порядка, создания нормативной правовой базы, информационные, юридические, и т.д.

Однако сейчас реализация единого порядка информационного взаимодействия государства и граждан (организаций) затруднена, в первую очередь: 1) оторванностью от ИКТ значительной части общества вследствие существенных правовых и тарифных недостатков деятельности госорганов в сфере информатизации и телекоммуникаций (что ведет к «цифровому неравенству»); 2) недостаточностью и не оперативностью правового обеспечения процессов формирования ЭП; 3) расстановкой приоритетов в разработке и применении электронных средств и методов управления в интересах госорганов, а не страны в целом, что создает госорганами прямые препятствия для внедрения унифицированной системы ЭП; 4) предпочтением наработанных технологий бумажного документооборота, вследствие чего управлением информационными потоками в ИКТ-ресурсах госорганов часто оказывается неэффективным; 5) восприятием сознанием масс ИКТ только в качестве средства обработки данных, способствующим понижению доли ручного труда. В связи с этим большинство госслужащих не рассматривают ИР в качестве ценности, которую возможно подвергать определенным финансово-экономическим оценкам.

3. Формирование электронного правительства в России

Системное внедрение ИКТ в политико-правовой системе РФ началось сравнительно недавно, однако правовое регулирование процессов формирования ЭП в РФ является одним из эффективных в СНГ.

Целью Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3448) является регулирование отношений, возникающих: 1) при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) при применении ИКТ; 3) при обеспечении защиты информации. Закон направлен на: 1) создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных ИКТ; 2) решение проблем, выявленных во время действия предшествующего Закона «Об информации, информатизации и защите информации» (определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации инфосистем, установление общих требований к использованию инфотелекоммуникационных сетей, и др.); 3) уточнение закрепленных в предшествующем Законе об информации подходов к регулированию различных категорий информации, а также устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности, приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения ИКТ, в т.ч., определение понятий «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронное сообщение» и др.

Целью Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 127) является обеспечение правовых условий использования ЭЦП в ЭД, при соблюдении которых ЭЦП в ЭД признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Закон направлен на решение правовой проблемы придания юридической силы ЭД.

Развитие информационного права Беларуси отличается от аналогичного российского направленностью не на регулирование «технологий», а в большей части на правовое регулирование самих процессов информатизации в обществе.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-10 гг.) (ФЦП) (Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65) призвана обеспечивать эффективное взаимодействие госорганов и органов местного самоуправления с гражданами и субъектами хозяйствования на основе широкого внедрения ИКТ, формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ и развития ее инфраструктуры, формирование условий подключения к открытым инфосистемам. Основные цели ФЦП - создание условий для дальнейшего развития демократии в РФ, повышение эффективности функционирования экономики, госуправления и местного самоуправления за счет: массового внедрения ИКТ; обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 г. (Протокол заседания Правительства РФ от 16.08.2007 № 31) определит основные приоритеты, направления и этапы формирования ЭП в РФ. Под ЭП понимается «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности госорганов».

Основные цели формирования ЭП в РФ: 1) повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям госуслуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, рационализация административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан; 2) повышение открытости информации о деятельности госорганов, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях госуправления; 3) повышение качества административно- управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях госуправления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности госорганов, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности ЭП при его функционировании.

Формирование ЭП планируется в 2 этапа: 1) до конца 2008 г.  будут разработаны нормативные и правовые документы, завершится проектирование и создание опытных образцов межведомственных систем ЭП; 2) в 2009-10 гг. будут внедрены типовые организационные и технологические решения ЭП. Планируется полный перевод в электронный вид 10 социально значимых и наиболее востребованных госуслуг. При этом все госорганы будут подключены к инфраструктуре межведомственного ЭДО на базе единого Общероссийского государственного информационного центра обеспечения межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственных информационных систем для обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде (ОГИЦ) - одного из важнейших системообразующих компонентов ФЦП. Для оказания госуслуг в э-виде ОГИЦ разместит на своей инфраструктуре инфосистемы отдельных госорганов. Но для этого база Росинформтехнологии (ФАИТ РФ) пока мала и не испытана полностью. И не ясно, какая будет реакция на это мощных в информационном отношении госорганов РФ.

Новые вызовы, связанные с развитием постиндустриальной информационной инфраструктуры, стали причиной принятия Стратегии развития информационного общества в России до 2015 г. (Утв. Президентом РФ от 07.02.2008 № Пр-212). Стратегия представляет собой в первую очередь политический документ (несколько декларативный), который: 1) закрепляет цель, принципы, общие стратегические ориентиры и основные направления госполитики в области использования и развития ИКТ, науки, образования и культуры для продвижения РФ на пути к информационному обществу; 2) является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и др. документов, определяющих цели и направления деятельности госорганов, принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в РФ.

Реализация Стратегии будет осуществляться по таким приоритетнейшим направлениям, как: 1) вывод РФ в число лидеров в области постиндустриального развития и существенное укрепление ее информационной безопасности; 2) совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; 3) повышение эффективности госуправления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления госуслуг; 4) дальнейшее распространение и массовое применение ИКТ. Ключевая роль отводится использованию ИКТ в госуправлении, переходу от внедрения инфосистем на уровне отдельных ведомств к предоставлению госуслуг с использованием Сети, созданию системы координации ведомственных программ и единую инфраструктуру межведомственного ЭДО; 5) формирование инфраструктуры ИКТ, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности ИКТ для населения.

Специфика РФ предопределяет приоритет государства в формировании ЭП, для чего нужно принципиально новая правовая база. Госорганы ответственны за построение системы, где аппарат всех уровней должен быть уменьшен, делопроизводство - упрощено и полностью автоматизировано. Поэтому cитуация противоречива для госслужащих. С одной стороны, государство является институциональным выражением политической власти, содержание которой закрывается. С другой, созданы предпосылки дальнейшего формирования ЭП: принят во 2-м чтении ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», институты гражданского общества (Институт развития свободы информации, Фонд защиты гласности, Институт проблем информационного права и др.) мониторируют web-сайты госорганов. Поэтому формирование ЭП зависит от открытости политической власти, стабильности развития общества, побуждающего госорганы действовать в интересах граждан и контролирующего эти действия. Однако, в силу слабости гражданского общества, процессы формирования ЭП идут медленно. Это характерно для РФ и ряда других стран.

Заключение

В заключение необходимо отметить следующее:

- сейчас Беларусь в международных рейтингах формирования ЭП находится на шестидесятых местах. Поэтому необходимо: а) постоянно тщательно анализировать методики проведения таких рейтингов, б) выработать правовой механизм объективного оценочного контроля показателей формирования ЭП. Параметры, обрабатываемые по методикам международных организаций, не отражают того факта, что важно не само по себе развитие ИКТ как таковое, но их качество, т.е. и применение апробированных технологий, и самостоятельная разработка технологий, необходимых в условиях развития нашей страны;

- формирование ЭП всегда несет в себе определенные политические, социокультурные, инвестиционные риски, мониторинг которых также должен проводиться на постоянной правовой основе на всех этапах развития;

Для формирования ЭП в Беларуси, в первую очередь, необходимо:

- достижение уровня квалифицированных пользователей Интернет в 50% взрослого населения. Этот уровень признан критическим для готовности граждан к востребованности услуг ЭП и преодоления «цифрового неравенства»;

- развитие системы непрерывного повышения квалификации госслужащих, рационального управления их знаниями. Большая работа в этом плане проводится в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, ставшей учебным и научно-методическим центром по проблемам госслужбы;

- рациональное перераспределение общих издержек на содержание госорганов (на основе непрерывности и долгосрочности) в сторону создания инфраструктуры и персонала оказания госуслуг.

- осуществление электронных госзакупок материального оснащения деятельности госорганов для снижения коррупции и получения реальной статистики при автоматизации сбора данных;

- отойти от бумажного документооборота к системе межведомственного ЭДО, учитывающей требования национального делопроизводства.

Социальная направленность такого подхода потребует создания существенно более эффективного законодательства.


01. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Моск. ун-т, 1999. - с. 128

02. Закон США от 17.12.2002 H.R. 2458 «Об электронном правительстве» (The E-Government Act) // White House, www.whitehouse.gov/news/releases/2002/12/20021217-5.html

03. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ) // Социологические исследования. - 2006. № 1 (261). - с. 75

04. Князев С.Н., Ильин М.В., Аркадьев Е.О. «Электронная демократия» и «электронное правительство»: политико-правовые аспекты // Проблемы управления (Беларусь). - 2006. - № 1. - с. 7

05. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / под ред. В.И. Дрожжинова. - М.: Эко-Трендз, 2002. – с. 16

06. Холмс Д. e-Government. Стратегии электронного бизнеса для государства / Дуглас Холмс / пер. с анг. А.В. Коротков. - М.: Астрель, ACT. - 2004. - с. 122

07. Taubman Center for Public Policy at Brown University. «Global E-Government, 2006» (Отчет за 2006 г.) // www.InsidePolitics.org/egovtdata.html

08. Концепция государственной политики в области информатизации. Указ Президента Респ. Беларусь № 195 от 06.04.1999 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» (в ред. от 04.08.2006). Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006, - № 127, - 1/7816

09. Закон Респ. Беларусь от 06.09.1995 № 3850-XII «Об информатизации» // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1995. № 33. Ст. 428

10. Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 27.12.2002 № 1819 «О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь» (с изм. и доп. от 17.11.2007 № 1527). Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 122. - 5/8192

11. Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 № 357-З «Об электронном документе». Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь, - 2000. - № 7, - 2/132

12. Чудиловская Т.Г. Система электронных административных регламентов как составляющая правового обеспечения «электронного правительства» // Проблемы правовой информатизации. – 2007. - № 2. – с. 66



Силков С.В. Правовые проблемы и перспективы формирования электронных правительств в Республике Беларусь и Российской Федерации // «Право.by», НЦПИ при Президенте Респ. Беларусь. - Мн. 2008. № 1, - с. 75-81

Hosted by uCoz